Вопрос/ответ EN
Вопрос/ответВопрос-ответ Вопрос/ответЧасто задаваемые вопросы Обращения граждан Телефонный справочник
+7 (800) 550-41-72 Телефон горячей линии
+7 (812) 326-31-63 Многоканальный телефон
Россия, 193232, Санкт-Петербург,
пр. Большевиков д.22, к.1
rector@sut.ru
НовостиАссоциация выпускниковАнтон Гусаров: «Быть исследователем – это работать в условиях высокой неопределенности!»

Антон Гусаров: «Быть исследователем – это работать в условиях высокой неопределенности!»

26 июля 2021
Антон Гусаров: «Быть исследователем – это работать в условиях высокой неопределенности!»

Выпускник СПбГУТ Антон Гусаров занимался исследованиями в Университете ИТМО, окончил магистратуру в Королевском Технологическом Институте в Стокгольме, а сейчас живет и работает в Швеции.

Для проекта «Полчаса с выпускником» мы попросили его рассказать о студенчестве, карьере в технических науках и скандинавской рабочей этике. Несмотря на различия, и в России, и в Швеции главное – это любовь к своему делу, говорит Антон.

Вы учились в Лицее СПбГУТ и поступили в университет телекоммуникаций после него. Как вы выбрали свою специальность?

– Лицей дал мне прекрасное погружение в начала электроники и связи. За это отдельное спасибо Владимиру Зиновьевичу Лундину – основателю Лицея. Вопрос куда поступать после Лицея, собственно, не стоял, а вот со специальностью и факультетом было интереснее. В то время, в середине нулевых, в нашу страну массово пришла мобильная связь, появились те самые бренды, которые мы сейчас знаем как «большую тройку». Тогда это было модно, молодежно, в тренде, и мне очень хотелось оказаться частью этого процесса. Выбрал специальность «Средства связи с подвижными объектами», тогда это был факультет РС, ТВ и МТ – сегодня РТС.

Мы знаем, что вы продолжили учиться в ИТМО и были ресечером. Что это значит? Что именно вы делали?

– Да, с получением диплома специалиста осталось желание продолжить образование, расширить и углубить свои знания, оказаться ближе к науке, к разработке новых технологий. Я узнал о новой на тот момент магистерской программе в Университете ИТМО на кафедре высокопроизводительных вычислений. Главной фишкой там был индивидуальный научный проект, закрепленный за каждым студентом, и параллельная с учебой работа младшим исследователем на кафедре. Я изучал распространение информации в комплексных сетях. Если говорить о прикладных задачах, то мы моделировали, как распространяется ВИЧ в определенных социальных группах, как эффективнее всего разрывать цепочки передачи вируса или, к примеру, как распространяется информация, в том числе недостоверная, в социальных сетях. Позже я получил степень магистра в Швеции, вернулся в ИТМО и работал там как полноценный исследователь.

Быть исследователем в технических науках – это работать в условиях крайне высокой неопределенности, когда никто точно не знает, каким образом лучше всего подойти к решению той или иной проблемы. Хотя публикаций на нужную тему может быть масса, подходы, описанные в них, по разным причинам не всегда работают на практике так же хорошо, как даже в самых цитируемых статьях. В этом состоит ключевое отличие инженера-исследователя от ученого: последний работает в логике своей дисциплины и двигает вперед, условно говоря, научную мысль. Инженер же ориентирован на решение конкретной проблемы и вынужден отсеивать научно-информационный шум, критически подходить к опубликованному в научных статьях. Такой producibility vs. replicability конфликт сейчас особенно заметен в области машинного обучения. Свежих идей много, а, например, прогресс в развитии автономного транспорта, очевидно, замедлился.

– Как вы попали в Швецию, в Ericsson?

– Мне всегда было ужасно интересно своими глазами увидеть, что из себя представляют образование и наука за рубежом, в ведущих университетах. Вдобавок подстегивали истории успеха других студентов из «Бонча», ездивших кто по обмену, кто на полные магистерские или аспирантские программы в Европу. В «Бонче» я получил, скорее, прикладное образование, а строить карьеру мне хотелось в наукоемких областях, в R&D, так что нужно было где-то добрать недостающие фундаментальные знания. Мне очень не хватало сильной математической базы, знаний в некоторых специальных дисциплинах, умения работать с научной литературой. Хорошая новость в том, что для этого и существует магистерская степень! Так я начал искать программы в Европе, причем вместе со стипендией – без нее стоимость учебы и проживания оказались бы неподъемными.

В результате, пусть и не с первой попытки, мне удалось пройти весь этот путь, выиграть стипендию Шведского Института (Svenska Institutet) и поступить на магистерскую программу «Коммуникационные системы» в Королевском Технологическом Институте в Стокгольме.

После магистратуры и работы исследователем в ИТМО я продолжил свою карьеру уже как технический консультант в Швеции. Я уже успел поучаствовать в разных проектах в нескольких местных компаниях, например, в Ericsson, где разрабатывал антенные системы для базовых станций 5G.

– Кем и где работаете сейчас?

– Сейчас я работаю в компании Alten, консультирую компанию Scania на проекте по мониторингу данных. Как видно, отрасли и задачи довольно разные, но это реалии сегодняшнего дня – технологии стремительно развиваются, постоянно нужно учиться новому и искать возможности для профессионального роста, чтобы не отстать от своих конкурентов.

– На каких языках общаетесь?

– В современных технологических компаниях английский – это lingua franca [язык международного общения], так как рынок глобальный и много коллег и клиентов в самых разных странах, так что вся коммуникация происходит на английском.

– Какие рекомендации вы могли бы дать студенту, который рассматривает возможности учиться и работать за границей? Что прокачивать в первую очередь: язык, навыки самопрезентации, знания по предмету?

– Английский – в первую очередь, это основа всего – и для учебы, и для работы. Требования к уровню языка довольно ясно определены в сертификатах IELTS и TOEFL, которые все университеты требуют от своих иностранных студентов. В Петербурге есть и экзаменационные центры, и отличные курсы, где готовят к специфике экзаменов на эти сертификаты.

Для учебы в международной магистратуре очень полезно иметь хорошую базу и быть готовым пахать в течение всех двух лет. Лично для меня это был довольно стрессовый опыт, потому что нагрузка и требования к студентам там оказались гораздо выше, чем это было в «Бонче» или ИТМО. Например, экзамены в моем шведском университете были не каждый семестр, а каждую четверть, причем почти всегда письменные, где нужно было решать задачи в течение 4–5 часов. Чтобы такие экзамены успешно сдавать («успешно» в этих реалиях значит сдавать в принципе, на любой балл), нужно было начинать интенсивно работать с самого первого дня. Иначе просто не успеть, ведь по каждому предмету еще обязательно должен быть групповой проект в том или ином виде.

– Какие воспоминания у вас остались от «Бонча»?

– Самое яркое и веселое время. Жаль, что 5 лет пролетели так быстро.

– Продолжаете ли общаться с однокурсниками?

– Конечно, лучшие друзья остались именно с бончевских времен.

– Что бы вы пожелали нынешним школьникам, студентам, выпускникам относительно развития карьеры?

– Самые крутые люди в современном мире много работают над собой и постоянно учатся новому. Если где-то завязнуть или остановиться, то пиши пропало – твое место займут другие. Как модно сейчас шутить: «Что бы ты ни делал, в мире всегда есть кто-то из Азии, кто умеет это делать лучше тебя». Но это вовсе не повод огорчаться. У каждого человека свои сильные стороны и нужно научиться их в себе обнаруживать и эффективно использовать – это станет твоим персональным конкурентным преимуществом. С карьерой в технологиях точно так же: невозможно далеко продвинуться в чем-то, что тебе не особо нравится. По большому счету любовь к своему делу – это необходимое условие. Еще очень важны упорство, умение продолжать, несмотря на трудности и провалы.

– Есть ли какие-нибудь особенности работы в Швеции? Режим дня, профессиональная этика, субординация? Пришлось ли вам «ломать» себя, свои привычки, чтобы адаптироваться в новой стране?

– Нет, ломать себя, чтобы работать в Швеции, не приходится! Скорее, пришлось перестроиться. Здесь не принято очень много работать и уж тем более регулярно перерабатывать. Чтобы все успевать, нужно работать концентрированно, стараться избегать ненужных митингов (а встречи, чтобы обсудить тот или иной вопрос, тут любят), выбирать самые важные задачи и стараться делать вещи «по-умному», автоматизируя скучные процессы.

Здесь, в отличие даже от других стран Европы, комфорт работника находится в фокусе, отсюда культ work-life balance и гибкость по отношению к рабочему времени. По мнению шведов, работа никогда не должна стоять выше семьи. В порядке вещей, скажем, уйти посреди совещания, потому что нужно забрать детей из детского сада, или отправиться на несколько месяцев в отпуск, чтобы посидеть с ребенком, – по закону в Швеции оба родители обязаны использовать декретный отпуск. Задерживаться на работе не принято. Поначалу я был самым последним человеком, уходившим из офиса, и не скажу, что я до сих пор полностью избавился от этой привычки.

Еще интересное отличие: мы в России control-фрики. Мы привыкли, что есть тысяча причин, почему что-то может пойти не так, и часто это оправданно. Здесь же в целом очень много времени уделяется планированию и организации. Поэтому тут дела обычно идут более гладко и расслабленно, люди друг другу доверяют, не нужно героически биться за себя и за того парня, чтобы закончить проект в срок.

В Швеции ярко выражена культура самостоятельности, коллективной ответственности и консенсуса в принятии решений. Это выражается в определенной свободе команд, сотрудников, в негативном отношении к микро-менеджменту. Поощряется и даже часто подразумевается инициатива и самоорганизация. Как следствие, характерная особенность шведских компаний – горизонтальная организация.

Менеджер в Швеции – это, в общем, равный член команды, который со стороны бизнес-функции компании отвечает за организационные вопросы. Он вовлекает сотрудников в процесс планирования и принятия решений. В результате оказывается, что начальника на работе как такового нет: в разных проектах есть разные лидеры, а где-то «там» присутствует менеджмент более высокого уровня, которого в обычной жизни не видно. Очень мало какой-бы то ни было иерархии. Невозможно представить себе, чтобы секретари носили кому-то кофе, – это стало бы ЧП и пощечиной общественной морали. Здесь руководители буквально сами моют свою посуду.

– Антон, ваши пожелания университету и выпускникам?

– Университету желаю развития и движения вперед! Студентам хочу пожелать ставить самые смелые мечты, мечтать о великом, никогда не бояться трудностей и уметь концентрироваться на главном. При желании, мотивации и системном подходе можно добиться почти всего. Stay hungrystay foolish!

 

Антон Гусаров: «Быть исследователем – это работать в условиях высокой неопределенности!»Антон Гусаров: «Быть исследователем – это работать в условиях высокой неопределенности!»

Информация подготовлена УМиР

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
10
Поделиться:
Другие новости
Студенты СПбГУТ проявили себя на олимпиаде «Траектория будущего» 24 апреля Студенты СПбГУТ проявили себя на олимпиаде «Траектория будущего» «Бончевцы» стали участниками патриотической акции 24 апреля «Бончевцы» стали участниками патриотической акции Студенты СПбГУТ приняли участие в V Молодёжной научно-практической конференции 24 апреля Студенты СПбГУТ приняли участие в V Молодёжной научно-практической конференции Очередное заседание ученого совета 24 апреля Очередное заседание ученого совета На факультете СЦТ завершились Дни языка и культуры 24 апреля На факультете СЦТ завершились Дни языка и культуры На «Связь-2024» СПбГУТ подписал соглашения с партнёрами 24 апреля На «Связь-2024» СПбГУТ подписал соглашения с партнёрами Присоединяйтесь к акции «Диктант Победы» в СПбГУТ! 24 апреля Присоединяйтесь к акции «Диктант Победы» в СПбГУТ! СПбГУТ – участник 36-й Международной выставки «Связь-2024» 23 апреля СПбГУТ – участник 36-й Международной выставки «Связь-2024» Студенты СПбГУТ посетили АО «Красный дельфин» 23 апреля Студенты СПбГУТ посетили АО «Красный дельфин» «Бончевцы» выступили с докладами на Международной конференции 23 апреля «Бончевцы» выступили с докладами на Международной конференции Студенты СПбГУТ показали себя в финале олимпиады «Аналитик-2024» 23 апреля Студенты СПбГУТ показали себя в финале олимпиады «Аналитик-2024» Режим работы в период майских праздников 23 апреля Режим работы в период майских праздников В СПбГУТ прошёл региональный этап чемпионата «Пилоты будущего» 22 апреля В СПбГУТ прошёл региональный этап чемпионата «Пилоты будущего» Представители СПбГУТ – в числе лучших на конференции «Ломоносов-2024» 22 апреля Представители СПбГУТ – в числе лучших на конференции «Ломоносов-2024» Cтуденты СПбГУТ – победители регионального чемпионата профмастерства «Абилимпикс» 22 апреля Cтуденты СПбГУТ – победители регионального чемпионата профмастерства «Абилимпикс» Спорт и праздник! Кафедра физической культуры отметила день рождения 22 апреля Спорт и праздник! Кафедра физической культуры отметила день рождения В СПбГУТ стартовал приём заявлений в магистратуру 22 апреля В СПбГУТ стартовал приём заявлений в магистратуру 20 апреля – День донора в России 19 апреля 20 апреля – День донора в России СПбГУТ и «Бюро 1440» провели переговоры о сотрудничестве 19 апреля СПбГУТ и «Бюро 1440» провели переговоры о сотрудничестве «День донора» объединил более 200 человек 19 апреля «День донора» объединил более 200 человек