Сегодня становится актуальным вопрос о перспективах телевидения, которое стало неотъемлемой частью нашей жизни. В каждой стране есть центральные каналы, на которых можно узнать главные мировые и государственные новости, посмотреть множество передач и фильмов. К ним добавляются небольшие государственные и частные проекты разных направлений. В этой сфере задействовано огромное количество людей: сценаристы, режиссеры, ведущие, операторы, журналисты, технический персонал, среди которых инженеры видеотрансяляций, инженеры-электромеханики, осветители, звукооператоры и др. Все эти люди отмечают свой профессиональный праздник 21 ноября. Это Всемирный день телевидения.
17 декабря 1996 г. в ООН было проведено заседание, на котором обсуждались вопросы телевидения. Затем последовал Всемирный телевизионный форум. На нем обсуждались такие темы, как обмен опытом, влияние телевидения на общество и возможности использовать это воздействие в благих целях, другими словами, был обращен на содержательную часть телевидения. Эти вопросы были и остаются весьма актуальными, подразумевая мощное идеологическое и культурное влияние телевидения на человека. Именно на форуме и была учреждена эта дата.
Еще 10 лет назад телевидение было главным контент-мейкером в России и странах СНГ. Даже пару лет назад к создателям интернет-проектов и блогерам относились весьма скептически. Но в 2020 стало очевидным, что ТВ уже давно уступает интернету. В первую очередь из-за отсутствия строгой цензуры. Нельзя сказать, что она отсутствует совсем, но заметна значительная разница в контенте, транслируемом на ТВ и в интернете. В связи с этим понятно, почему молодежная аудитория предпочитает интернет. Возрастное же поколение более привязано к телевидению по причине сложившейся для них ранее традиции.
Наивно полагать, что телевидение скоро исчезнет совсем. Во-первых, большая армия сотрудников, обслуживающих эту сферу, вряд ли оставит свое поле деятельности без боя. Переходить на YouTube, собирать свою команду подчас дорого и невыгодно. Привычнее и проще существовать на вложения от канала-покровителя. Во-вторых, как уже упоминалось, непросто уничтожить почти вековую традицию смотреть на что-либо с экранов телевизоров. Перед пассивным зрителем не стоит проблема выбора. Он получает то, что ему предлагают. Выбор этот, на самом деле, весьма ограничен, так как сегодня множество каналов клонируют одну и ту же идею или прием из проекта в проект. Уставший после работы человек включает фоновое телевидение, не думая и не выбирая. Это же делает и праздный человек.
Но даже если чисто гипотетически представить, что в стране не останется аудитории для просмотра телевидения, это отнюдь не значит, что телевидение быстро уйдёт на покой, признав своё поражение. Этот вывод вытекает, в первую очередь, из соображений государственной заинтересованности информационного регулирования. Можно предположить, что с течением времени интернет и телевидение будут все больше сотрудничать, создавая новые формы и форматы, как это уже и происходит. Какими же могут быть эти проекты, чтобы заинтересовать зрителей?
Некоторые прогнозируют, например, производство сериалов или программ из определенного количества серий или выпусков, которые по очереди будут транслировать то на одной, то на другой платформе. Возможно, телевидение будет снимать выпуски в прежнем формате и продавать их, например, YouTube - каналам или другим видеохостингам, т.е. работать на интернет, но не наоборот. Никто из блогеров и пр. не станет уходить с площадки, которая априори более свободна для развития и не обременена юридическими обязательствами. Кроме того, обслуживание телевидением интересов круга селебрити делает телевизионное сообщество довольно закрытым для вливания новой крови. На телевидение сложно попасть новым людям и проектам, что приводит к однообразию и низкому уровню контента. И это еще один аргумент в пользу интернета, который открыт для нового содержания. Ток-шоу скорее всего уйдут от использования зрительской массовки и предпочтут формат «ведущий – гости». Судя по опыту работы ТВ в условиях эпидемии короновируса, будет создаваться онлайн-массовка, которая во время съемок также сможет участвовать в дискуссиях и обсуждениях определенных тем.
Сегодня у многих появились телевизоры с интернетом и WI-FI, их еще называют «Телевизор с функцией Smart TV». Они дают возможность использовать приемники не только по прямому назначению, но и осуществлять выход в сеть для просматривания различных сайтов, поэтому и пользуется популярностью как у поклонников телевидения, так и у фанатов сети.
Что бы там ни было, телевидение в ближайшее время не исчезнет, но будет подвергаться модификациям под влиянием интернета. Остается надеяться, что содержательная часть телевидения будет меняться под влиянием культурно-просветительских задач, а не примитивных потребностей неискушенного зрителя.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ.
В 1937 г. под руководством профессора П.В. Шмакова в нашем вузе была создана первая в стране кафедра телевидения.
Информация предоставлена КПЦ «Музей СПбГУТ»