17 сентября 1922 года Михаилом Александровичем Бонч-Бруевичем был организован первый в Европе радиовещательный концерт из Москвы. Профессор добивался не только четкой передачи речи, но и всех оттенков художественного музыкального воспроизведения звука.
Пробные передачи по радио музыкальных произведений он проводил 22 и 27 мая 1922 года из студии Нижегородской лаборатории.
Вот что писал об этом важном событии профессор Борис Андреевич Остроумов в статье, опубликованной в журнале «Радио» № 9 за 1962 год:
«Центральной радио-телефонной станцией разослана следующая радиограмма:
Всем. Всем. Всем.
Настройтесь на волну 3000 метров и слушайте.
В воскресенье, 17-го сентября, в 3 часа дня по декретному времени, на центральной радио-телефонной станции Наркомпочтеля состоится первый радиоконцерт...».
Далее сообщалось, что в программу концерта включены произведения Бородина, Глиэра, Чайковского, Римского-Корсакова, что по радио выступят известные певцы и музыканты.
Прежде чем опубликовать это объявление, советским радиоспециалистам пришлось проделать огромную работу. В Нижегородской радиолаборатории был создан ламповый передатчик. Его мощность в радиотелефонном режиме – 12 киловатт – была рекордной, так как радиостанция в Нью-Йорке имела мощность всего в 1,5, а в Париже – 5 киловатт. В мае и июне 1922 года из Нижнего Новгорода были переданы опытные программы концертов, затем передатчик перевезли в Москву, испытали его и вот 17-го сентября впервые зазвучали в эфире музыка и пение в исполнении выдающихся представителей искусств Н. А. Обуховой, скрипача профессора Б. О. Сибор и других».
…
«Первый радиоконцерт явился выдающимся событием в истории техники связи. Газета «без бумаги» и «без расстояний», о которой мечтал В. И. Ленин, обрела реальное существование.
7-го ноября Московская радиотелефонная станция начала регулярные передачи. Ей было присвоено наименование радиовещательной станции имени Коминтерна. Так было положено начало радиовещанию в Советском Союзе.
Задачи, которые ставили перед собой создатели советского радиовещания, в том числе музыкального вещания, с самого начала представлялись им весьма сложными в техническом отношении. Ведь речь шла не о простой информации по радио, а о передаче произведений музыкального искусства на огромные расстояния. Вот почему изобретатель советского радиотелефона профессор М. А. Бонч-Бруевич не мог довольствоваться только четкой передачей речи. Он добивался точной передачи ее со всеми оттенками художественного музыкального воспроизведения звука, несмотря на его сложность».
…
«Итак, цель была достигнута. Успех нового, перспективного дела обеспечило применение электронных ламп. Необходимо подчеркнуть, что в те же годы за рубежом во всех без исключения странах велась оживленная работа по разрешению проблемы радиотелефонии. Строились и ламповые, и дуговые, и даже машинные радиотелефонные передатчики. Однако нигде эксперименты не ставились в таком широким масштабе и с такими техническими требованиями, как в Москве.
Дело в том, что в ту пору не было еще совершенных электронных ламп. Правда, необходимую мощность могли бы обеспечить дуговые передатчики, но физические процессы в Дуге по самой ее природе не допускают получения глубокой совершенной модуляции. Поэтому как только выяснилась возможность достижения большой мощности с помощью электронных ламп, попытки осуществления радиотелефонии с дугой повсеместно были прекращены, равно как и применение высокочастотных машин. За рубежом радиовещание получило широкий размах только после того, когда и там стали строить мощные ламповые передатчики.
Успех московского радиоконцерта несомненно послужил толчком, стимулировавшим усилия зарубежных специалистов, которые внесли свою ценную лепту в это достижение человеческого гения.
Для технического совершенствования новой аппаратуры пришлось преодолеть много трудностей. При первом же испытании схемы выяснились серьезные препятствия. Например, помещение, где 17-го сентября 1922 года предполагалось дать концерт, оказалось непригодным в акустическом отношении – реверберация создавала неприятный гул и искажала музыкальное звучание. Концерт пришлось проводить на открытом воздухе при соответствующем расположении музыкальных инструментов и микрофона. Обнаружилось также несовершенство микрофона. Досадные помехи создавали и атмосферные разряды в местах приема. Однако это были недостатки, обусловленные новизной большого дела…».
Фотография из открытых источников: Так проходила передача первого радиоконцерта из Москвы. Слева стоит М.А. Бонч-Бруевич, крайняя справа поет Н. А. Обухова.
Материал подготовлен КПЦ «Музей СПбГУТ», источник журнал «Радио».