Ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича Сергей Бачевский принял участие в петербургском информационно-аналитическом проекте «Цифровая трансформация».
В интервью он рассказал о подготовке специалистов для отрасли связи, телекоммуникаций и IT, о трендах цифровизации образования и проектах СПбГУТ, помогающих привлекать самых талантливых студентов.
С разрешения организаторов публикуем полный текст интервью на нашем сайте.
– Сергей Викторович, добрый день! Цифровизация Северной столицы движется достаточно быстрыми темпами, тренды меняются по несколько раз в год, и, конечно, возникает кадровый вопрос. Как готовит кадры для обеспечения IТ-сферы новыми квалифицированными сотрудниками современное образование? В чем специфика процесса?
– Кадровый вопрос – один из ключевых вопросов для любой сферы деятельности. Для отрасли связи, телекоммуникаций и IT, где стандарты, сервисы и технологии меняются сверхстремительно, подготовка специалистов встает во главу угла. Мы постоянно обновляем образовательные программы для бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов и докторантов, подключаем к преподаванию экспертов-практиков, открываем базовые кафедры предприятий прямо в университете, работаем в рамках соглашений о сотрудничестве с лидерами рынка. У нас действует непрерывная система обучения: можно, например, прийти в Санкт-Петербургский колледж телекоммуникаций, структурное подразделение СПбГУТ, получить среднее профессиональное образование и двигаться дальше или выбрать иную образовательную траекторию. В университете есть программы повышения квалификации для специалистов отрасли, открыты программы дополнительного обучения, работает лаборатория искусственного интеллекта в сетях связи.
Важное направление работы – взаимодействие с ведущими участниками телеком-рынка: организация практики, стажировки студентов, участие компаний в научно-исследовательских проектах университета. Что же касается непосредственно обучения, в 2021 году мы разработали две новые магистерские программы: «Программное обеспечение кибер-физических систем» и «Машинное и глубокое обучение для Интернета вещей и тактильного интернета». Подготовку специалистов по таким актуальным программам считаем одним из своих приоритетов.
– Чтобы обучать студентов в настолько динамичной и быстро меняющейся сфере, как IT, нужно постоянно быть в курсе событий. Как дела с этим у преподавательского состава Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича?
– Преподавательский состав университета – это большой и дружный коллектив единомышленников. Наша команда заметно молодеет и очень чутко следит за трендами. Со студентами работают теоретики и практики, многие из которых параллельно реализуют себя в телекоммуникациях и IT. Многие наши выпускники работают в известных компаниях из числа партнеров СПбГУТ: Ростелеком, Tele2, НТЦ Аргус и др., а также преподают в университете, ведут дипломников и аспирантов. Так мы выстраиваем большую сеть экспертов, которые постоянно повышают свою квалификацию. Специфика нашего университета связана с высокой наукоемкостью преподаваемых дисциплин и особенностями самих инфокоммуникационных технологий. В учебном процессе постоянно используется специальное телекоммуникационное оборудование. Преподаватели прекрасно подготовлены к работе с ним и вместе со студентами разрабатывают новые решения как в области «железа», так и в области ПО.
– Насколько образование сегодня в тренде цифровых процессов, происходящих в РФ и Санкт-Петербурге?
– В подготовке важен результат. К нам приходят молодые ребята, чтобы получить пропуск во взрослую жизнь: профессионально сложиться, построить карьеру, обеспечить себя, заниматься интересной деятельностью. Таким пропуском служат навыки и компетенции. Если выпускник обладает соответствующими навыками и компетенциями в области цифровой трансформации, информатизации, вычислительных технологий, средств и сетей связи, то он найдет себя в этой жизни. Навыки требуют постоянного апгрейда, модернизации – технологии меняются буквально за 3–4 года, а для этого нужно обладать неплохим базовым образованием.
Наш нейрокогнитивный аппарат хорошо работает тогда, когда он натренирован. Если мы хотим уметь быстро апгрейдить свои навыки и компетенции для профессиональной жизни, мы должны уметь быстро и хорошо учиться. Ключевой навык модернизации, апгрейда своих знаний и компетенций дается базовым университетским образованием. Те самые физика, математика, литература строят нейрокогнитивный аппарат и позволяют развиваться в дальнейшем. Все это было не раз сказано и до меня – стоит научиться учиться. Я считаю, что в нашем университете мы с этой задачей справляемся.
Отдельный вопрос – этика профессиональной деятельности и жизни человека в целом. Если мы выпускаем из университета субъекта, обладающего только навыками и компетенциями цифровизации, не факт, что это очень хорошо. Мы должны внимательно смотреть за воспитанием ребят, тем более что многие приходят к нам в несовершеннолетнем возрасте – наши колледжи телекоммуникаций в Петербурге, Архангельске и Смоленске в значительной степени имеют дело с такими ребятами. Вопрос воспитания не может стоять на втором плане. Если мы об этом забудем, то на выходе можем получить некоторое количество компетентных злоумышленников, которые хорошо разбираются в информационных системах, информационной безопасности. Нравственное воспитание имеет большое значение, большой вес. Сегодня айтишник, к сожалению, может не только хорошо помочь – он может очень хорошо навредить. Не слабее, чем злоумышленник, вооруженный кирпичом.
– Расскажите, какой из современных трендов цифровизации образования затронул больше всего университет?
– Во-первых, с помощью цифры стало возможным поступить в наш университет. Мы ведем самостоятельную разработку и до определенной степени сами определяем технологию цифровизации приемной кампании. СПбГУТ – цифровой университет, который стал одним из первых вузов, запустивших собственный модуль взаимодействия с суперсервисом Госуслуг «Поступление в вуз онлайн». Мы сделали эти модули и пользуемся ими. Во-вторых, на сайте университета реализована система «Личный кабинет», с помощью которой большинство абитуриентов подают документы для поступления. Наконец цифра активно используется и в самом процессе обучения – это онлайн-обучение, которое выручило нас во время пандемии.
В 2020 году университет быстро адаптировал образовательные процессы к новым условиям всеобщей «удаленки», полностью перешел на дистанционное обучение за считанные дни. Благодаря высокой квалификации и профессионализму сотрудников, управленческому опыту в университете была создана благоприятная среда, которая объединила студентов и преподавателей. Экзаменационную сессию и защиту выпускных квалификационных работ мы также успешно провели с использованием дистанционных технологий. Университет показал высокую степень готовности к переходу на новые формы ведения образовательного процесса. Профессиональные контакты с IT-компаниями позволили нам получить доступ к ведущим информационным средам и платформам, включая значительные аппаратные ресурсы этих фирм.
– Вы являетесь председателем оргкомитета студенческого чемпионата по ИИ «SPb AI Champ'21». Как подобные мероприятия помогают привлечь в Санкт-Петербург лучшие умы со всей России?
– Студенческие конкурсы, фестивали, хакатоны, форумы – важная часть научно-образовательной и воспитательной работы. У нас накоплен большой опыт организации подобных мероприятий, включая работу с другими вузами, технологическими партнерами, органами власти, профессиональными ассоциациями. В этом году мы проводим чемпионат по искусственному интеллекту «SPb AI Champ'21» для студентов и школьников, чтобы дать шанс каждому попробовать себя в создании игровой стратегии. Для участия нужны базовые навыки программирования, а жить можно где угодно в России. Язык программирования участники будут выбирать сами. Мы считаем, что такие проекты привлекают молодежь. В них есть онлайн-формат, геймификация и определенные бонусы: возможность показать себя потенциальному работодателю, например, компании Mail.ru Group, которая является ключевым партнером чемпионата. Кроме того, это возможность развить профессиональные навыки, пополнить портфолио, познакомиться и обменяться опытом с ровесниками из других городов – в финале чемпионата у нас будут соревноваться команды.
Образование – это платформа для телекоммуникационной отрасли. Мы обеспечиваем рынку постоянный приток молодых специалистов, которые быстро интегрируются в работу и внедряют новые яркие проекты и разработки.