Вопрос/ответ EN
Вопрос/ответВопрос-ответ Вопрос/ответЧасто задаваемые вопросы Обращения граждан Телефонный справочник
+7 (800) 550-41-72 Телефон горячей линии
+7 (812) 326-31-63 Многоканальный телефон
Россия, 193232, Санкт-Петербург,
пр. Большевиков д.22, к.1
rector@sut.ru
НовостиОбразованиеУспеть за технологией. Ректор СПбГУТ Сергей Бачевский – об IT-образовании для проекта «Цифровая трансформация»

Успеть за технологией. Ректор СПбГУТ Сергей Бачевский – об IT-образовании для проекта «Цифровая трансформация»

30 августа 2021

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича Сергей Бачевский принял участие в петербургском информационно-аналитическом проекте «Цифровая трансформация».

В интервью он рассказал о подготовке специалистов для отрасли связи, телекоммуникаций и IT, о трендах цифровизации образования и проектах СПбГУТ, помогающих привлекать самых талантливых студентов.

С разрешения организаторов публикуем полный текст интервью на нашем сайте.

– Сергей Викторович, добрый день! Цифровизация Северной столицы движется достаточно быстрыми темпами, тренды меняются по несколько раз в год, и, конечно, возникает кадровый вопрос. Как готовит кадры для обеспечения IТ-сферы новыми квалифицированными сотрудниками современное образование? В чем специфика процесса?

– Кадровый вопрос – один из ключевых вопросов для любой сферы деятельности. Для отрасли связи, телекоммуникаций и IT, где стандарты, сервисы и технологии меняются сверхстремительно, подготовка специалистов встает во главу угла. Мы постоянно обновляем образовательные программы для бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов и докторантов, подключаем к преподаванию экспертов-практиков, открываем базовые кафедры предприятий прямо в университете, работаем в рамках соглашений о сотрудничестве с лидерами рынка. У нас действует непрерывная система обучения: можно, например, прийти в Санкт-Петербургский колледж телекоммуникаций, структурное подразделение СПбГУТ, получить среднее профессиональное образование и двигаться дальше или выбрать иную образовательную траекторию. В университете есть программы повышения квалификации для специалистов отрасли, открыты программы дополнительного обучения, работает лаборатория искусственного интеллекта в сетях связи.

Важное направление работы – взаимодействие с ведущими участниками телеком-рынка: организация практики, стажировки студентов, участие компаний в научно-исследовательских проектах университета. Что же касается непосредственно обучения, в 2021 году мы разработали две новые магистерские программы: «Программное обеспечение кибер-физических систем» и «Машинное и глубокое обучение для Интернета вещей и тактильного интернета». Подготовку специалистов по таким актуальным программам считаем одним из своих приоритетов.

– Чтобы обучать студентов в настолько динамичной и быстро меняющейся сфере, как IT, нужно постоянно быть в курсе событий. Как дела с этим у преподавательского состава Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича?

– Преподавательский состав университета – это большой и дружный коллектив единомышленников. Наша команда заметно молодеет и очень чутко следит за трендами. Со студентами работают теоретики и практики, многие из которых параллельно реализуют себя в телекоммуникациях и IT. Многие наши выпускники работают в известных компаниях из числа партнеров СПбГУТ: Ростелеком, Tele2, НТЦ Аргус и др., а также преподают в университете, ведут дипломников и аспирантов. Так мы выстраиваем большую сеть экспертов, которые постоянно повышают свою квалификацию. Специфика нашего университета связана с высокой наукоемкостью преподаваемых дисциплин и особенностями самих инфокоммуникационных технологий. В учебном процессе постоянно используется специальное телекоммуникационное оборудование. Преподаватели прекрасно подготовлены к работе с ним и вместе со студентами разрабатывают новые решения как в области «железа», так и в области ПО.

– Насколько образование сегодня в тренде цифровых процессов, происходящих в РФ и Санкт-Петербурге?

– В подготовке важен результат. К нам приходят молодые ребята, чтобы получить пропуск во взрослую жизнь: профессионально сложиться, построить карьеру, обеспечить себя, заниматься интересной деятельностью. Таким пропуском служат навыки и компетенции. Если выпускник обладает соответствующими навыками и компетенциями в области цифровой трансформации, информатизации, вычислительных технологий, средств и сетей связи, то он найдет себя в этой жизни. Навыки требуют постоянного апгрейда, модернизации – технологии меняются буквально за 3–4 года, а для этого нужно обладать неплохим базовым образованием.

Наш нейрокогнитивный аппарат хорошо работает тогда, когда он натренирован. Если мы хотим уметь быстро апгрейдить свои навыки и компетенции для профессиональной жизни, мы должны уметь быстро и хорошо учиться. Ключевой навык модернизации, апгрейда своих знаний и компетенций дается базовым университетским образованием. Те самые физика, математика, литература строят нейрокогнитивный аппарат и позволяют развиваться в дальнейшем. Все это было не раз сказано и до меня – стоит научиться учиться. Я считаю, что в нашем университете мы с этой задачей справляемся.

Отдельный вопрос – этика профессиональной деятельности и жизни человека в целом. Если мы выпускаем из университета субъекта, обладающего только навыками и компетенциями цифровизации, не факт, что это очень хорошо. Мы должны внимательно смотреть за воспитанием ребят, тем более что многие приходят к нам в несовершеннолетнем возрасте – наши колледжи телекоммуникаций в Петербурге, Архангельске и Смоленске в значительной степени имеют дело с такими ребятами. Вопрос воспитания не может стоять на втором плане. Если мы об этом забудем, то на выходе можем получить некоторое количество компетентных злоумышленников, которые хорошо разбираются в информационных системах, информационной безопасности. Нравственное воспитание имеет большое значение, большой вес. Сегодня айтишник, к сожалению, может не только хорошо помочь – он может очень хорошо навредить. Не слабее, чем злоумышленник, вооруженный кирпичом.

– Расскажите, какой из современных трендов цифровизации образования затронул больше всего университет?

– Во-первых, с помощью цифры стало возможным поступить в наш университет. Мы ведем самостоятельную разработку и до определенной степени сами определяем технологию цифровизации приемной кампании. СПбГУТ – цифровой университет, который стал одним из первых вузов, запустивших собственный модуль взаимодействия с суперсервисом Госуслуг «Поступление в вуз онлайн». Мы сделали эти модули и пользуемся ими. Во-вторых, на сайте университета реализована система «Личный кабинет», с помощью которой большинство абитуриентов подают документы для поступления. Наконец цифра активно используется и в самом процессе обучения – это онлайн-обучение, которое выручило нас во время пандемии.

В 2020 году университет быстро адаптировал образовательные процессы к новым условиям всеобщей «удаленки», полностью перешел на дистанционное обучение за считанные дни. Благодаря высокой квалификации и профессионализму сотрудников, управленческому опыту в университете была создана благоприятная среда, которая объединила студентов и преподавателей. Экзаменационную сессию и защиту выпускных квалификационных работ мы также успешно провели с использованием дистанционных технологий. Университет показал высокую степень готовности к переходу на новые формы ведения образовательного процесса. Профессиональные контакты с IT-компаниями позволили нам получить доступ к ведущим информационным средам и платформам, включая значительные аппаратные ресурсы этих фирм.

– Вы являетесь председателем оргкомитета студенческого чемпионата по ИИ «SPb AI Champ'21». Как подобные мероприятия помогают привлечь в Санкт-Петербург лучшие умы со всей России?

– Студенческие конкурсы, фестивали, хакатоны, форумы – важная часть научно-образовательной и воспитательной работы. У нас накоплен большой опыт организации подобных мероприятий, включая работу с другими вузами, технологическими партнерами, органами власти, профессиональными ассоциациями. В этом году мы проводим чемпионат по искусственному интеллекту «SPb AI Champ'21» для студентов и школьников, чтобы дать шанс каждому попробовать себя в создании игровой стратегии. Для участия нужны базовые навыки программирования, а жить можно где угодно в России. Язык программирования участники будут выбирать сами. Мы считаем, что такие проекты привлекают молодежь. В них есть онлайн-формат, геймификация и определенные бонусы: возможность показать себя потенциальному работодателю, например, компании Mail.ru Group, которая является ключевым партнером чемпионата. Кроме того, это возможность развить профессиональные навыки, пополнить портфолио, познакомиться и обменяться опытом с ровесниками из других городов – в финале чемпионата у нас будут соревноваться команды.

Образование – это платформа для телекоммуникационной отрасли. Мы обеспечиваем рынку постоянный приток молодых специалистов, которые быстро интегрируются в работу и внедряют новые яркие проекты и разработки.

Успеть за технологией. Ректор СПбГУТ Сергей Бачевский – об IT-образовании для проекта «Цифровая трансформация»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
10
Поделиться:
Другие новости
СПбГУТ – на Большом образовательном фестивале 20 декабря СПбГУТ – на Большом образовательном фестивале Студенты факультета СТЭД вошли в число победителей конкурса перевода 20 декабря Студенты факультета СТЭД вошли в число победителей конкурса перевода Ректор СПбГУТ Руслан Киричёк дал интервью «Российской газете» 20 декабря Ректор СПбГУТ Руслан Киричёк дал интервью «Российской газете» Студенты СПбКТ посетили обучающий семинар 20 декабря Студенты СПбКТ посетили обучающий семинар Представители СПбГУТ и СПбКТ отмечены Правительством города за победу на Национальном «Абилимпикс» 19 декабря Представители СПбГУТ и СПбКТ отмечены Правительством города за победу на Национальном «Абилимпикс» «#фондпотанина25»: описание проекта-победителя от СПбГУТ – на сайте конкурса 19 декабря «#фондпотанина25»: описание проекта-победителя от СПбГУТ – на сайте конкурса Команда СПбГУТ – на фестивале «Агенты безопасности» в Череповце 19 декабря Команда СПбГУТ – на фестивале «Агенты безопасности» в Череповце СПбГУТ – в топ-5 вузов Петербурга в рейтинге вовлечённости аудитории 19 декабря СПбГУТ – в топ-5 вузов Петербурга в рейтинге вовлечённости аудитории СПбГУТ в Казахстане: про университет – для абитуриентов 19 декабря СПбГУТ в Казахстане: про университет – для абитуриентов Студенческие отряды СПбГУТ получили награды на городском фестивале 18 декабря Студенческие отряды СПбГУТ получили награды на городском фестивале Представители СПбКТ – на «КОНТАКТ.Форуме» 18 декабря Представители СПбКТ – на «КОНТАКТ.Форуме» Председателем Студсовета СПбГУТ избран Артём Серебренников 18 декабря Председателем Студсовета СПбГУТ избран Артём Серебренников Историки СПбГУТ – на круглом столе о личности и эпохе Сталина 17 декабря Историки СПбГУТ – на круглом столе о личности и эпохе Сталина СПбГУТ принял участие в международном форуме «Арктика» 17 декабря СПбГУТ принял участие в международном форуме «Арктика» В Архангельском колледже прошла отчётно-выборная конференция Российского Союза Молодёжи 17 декабря В Архангельском колледже прошла отчётно-выборная конференция Российского Союза Молодёжи Вышел в свет двухтомник научных статей конференции «Студенческая весна – 2024» 17 декабря Вышел в свет двухтомник научных статей конференции «Студенческая весна – 2024» Взаимодействие и возможности для молодых учёных: СПбГУТ – на Съезде СНО «Росатома» 16 декабря Взаимодействие и возможности для молодых учёных: СПбГУТ – на Съезде СНО «Росатома» «Бончевцы» – в жюри школьного научного конкурса 16 декабря «Бончевцы» – в жюри школьного научного конкурса СПбГУТ – участник просветительского проекта КНВШ «ПрофДиплом» 16 декабря СПбГУТ – участник просветительского проекта КНВШ «ПрофДиплом» На факультете СТЭД подведены итоги реализации грантового проекта 16 декабря На факультете СТЭД подведены итоги реализации грантового проекта