Дмитрий Капралов посвятил «Бончу» больше 10 лет: был студентом, инженером, преподавателем и наставником. С 2021 года он живёт в столице, продолжая заниматься образованием уже не в офлайн, а в онлайн-формате.
Для проекта «Полчаса с выпускником» Дмитрий рассказал нам о своём пути из Оренбурга в Москву, об особом отношении к университету и о работе с молодёжью. Инженеры – это творческие люди, а студентам стоит искать удовольствие и выгоду, говорит Дмитрий.
– Расскажите, что привело вас в «Бонч»?
– Выбор инженерного направления во многом определился благодаря моим родителям. Отец работал инженером-проектировщиком в сфере телекоммуникаций, мама занималась радиочастотным контролем. В нашей семье связь всегда считалась важной и полезной. Изначально я поступил в Оренбургский государственный университет на специальность «Проектирование и технология электронных средств», но уже в 2011 году, окончив первый курс с отличием, перевёлся на второй курс СПбГУТ.
В «Бонче» меня радушно приняли, особенно Матюхина Татьяна Владимировна, доцент кафедры конструирования и производства радиоэлектронных средств, и Верхова Галина Викторовна, заведующая кафедрой интеллектуальных систем автоматизации и управления. С 2011 года я учился и параллельно работал инженером на кафедре. К моменту выпуска в 2015 году наш факультет технологий средств связи был переименован в факультет радиотехнологий связи, а специальность стала называться «Конструирование и технология электронных средств». В 2015 году я окончил университет с отличием и продолжил учёбу в аспирантуре, которую успешно завершил в 2019 году, став лучшим аспирантом года.
Санкт-Петербург – моя давняя любовь. Ещё в Оренбурге, когда только появилась социальная сеть ВКонтакте, я нашёл группу «Бонча» и познакомился с ребятами, которые учились на Мойке и жили в общежитиях. Я расспрашивал их о вузе, и мне он очень понравился. Хотя это было в 2008 году, я до сих пор помню, как ребята с готовностью отвечали на все мои вопросы и рассказывали о вузе в деталях.
– Что вам запомнилось из студенческой жизни? Изменилось ли у вас представление об университете, когда вы стали его сотрудником?
– Мне особенно запомнились годы, проведённые в общежитии «Дальневосточное». Жил я там как обычный студент, и мой сосед по комнате, с которым мы делили пространство на протяжении четырёх лет, до сих пор остаётся мне близким другом – мы общаемся каждую неделю. Больше всего запомнились тёплая атмосфера, взаимопомощь и постоянная поддержка внутри общежития. Помню яркие студенческие мероприятия, работу студенческих советов и множество активностей. На 1 сентября нас часто радовали выступлениями известные артисты, такие как группа IOWA.
Наш коллектив был замечательным, и мы с одногруппниками до сих пор поддерживаем связь, встречаемся и делимся воспоминаниями. В студенческие годы мы часто путешествовали: ездили в Финляндию, Беларусь и в города России. Нам нравилось учиться, и университет стал для нас настоящей дружной семьёй. За это я искренне благодарен своей альма-матер.
Моя работа в «Бонче» началась сразу после перевода на второй курс. Когда я окончил учёбу, мне предложили остаться преподавать, и это стало естественным продолжением моей студенческой жизни. Я был старостой, окончил учёбу с отличием и всегда находился в тесном контакте с кафедрой проектирования и технологий электронных средств под руководством Кустова Олега Владимировича [возглавлял кафедру ПрЭС по 2013 год]. Я очень уважаю всех коллег, с которыми работал; это были замечательные люди, и я их всех помню и ценю.
Моя первая лекция в 2015 году стала важным моментом в моей жизни. Тогда я понял, что преподавание – это моё призвание и что я хочу посвятить этому свою жизнь. Я старался вложить максимум усилий и времени в университет, который стал для меня не просто местом работы, но и настоящим домом и образом жизни.
– На чём вы делали упор в своей работе?
– Когда я начал преподавать, вникая в педагогическую деятельность, параллельно обучаясь в аспирантуре и подрабатывая, я осознал, что для меня важно. Я был постоянно загружен и должен был решать множество задач. В первую очередь, мне хотелось сделать высшее образование для конструкторов более качественным и эффективным. Я стремился внести изменения и улучшения, которые помогли бы студентам получать более практические и применимые знания.
Работа требовала от меня максимальной концентрации и самоотдачи. Вместе с коллегами на кафедре мы внедряли новые методики, обновляли учебные программы, старались сделать процесс обучения более интерактивным и интересным для студентов. Нам удалось наладить тесное сотрудничество с промышленными предприятиями – студенты смогли проходить практику и получать реальный опыт работы ещё во время учёбы.
Я занимался профориентацией, проводил семинары и организовывал практику на предприятиях. Моей целью было не просто дать студентам теоретические знания, но и подготовить их к реальной работе в индустрии, помочь им адаптироваться к профессиональной среде. Этот подход дал свои результаты: многие наши выпускники стали успешными специалистами, и их высоко оценивали работодатели.
Для меня было важно создать среду, в которой студенты могли бы развивать свои таланты и находить применение своим навыкам. Горжусь тем, что нам удалось сделать, и верю, что наши усилия принесли пользу студентам и университету!
– Расскажите, что именно удалось сделать по проектам профориентации?
– Я работал как со школами, так и с предприятиями. Мои усилия были направлены на то, чтобы информировать будущих абитуриентов, в том числе учеников 344 лицея в Невском районе, о специальностях, которые предлагает университет. Например, одним из таких ребят был Алексей Литвинов, который в 2018 году приехал к нам на летнюю практику и показал себя с наилучшей стороны. Вместе с коллегами по кафедре мы рассказывали о конструировании и технологиях электронных средств, старались заинтересовать школьников, показать им перспективы в этой области.
Мы наладили тесные связи с множеством производственных предприятий Санкт-Петербурга, которые нуждались в наших выпускниках-конструкторах. На сегодня наши выпускники занимают значительную долю рабочих мест в радиоэлектронной промышленности города. Это наша личная гордость! Отзывы как от студентов, так и от работодателей всегда были положительными. Мы также установили контакты с предприятиями в других регионах, например, с Калининградом. Компания GS Nanotech, одна из ведущих в Восточной Европе в области разработки, корпусирования и тестирования микроэлектронной продукции, выразила нам благодарность за выпускников. Наши студенты показали отличные результаты на практике, конкурируя с выпускниками других университетов. В течение двух лет подряд, до пандемии, студенты ездили на практику в Калининград на конкурсной основе.
Я занимался организацией практики: учебной, производственной, преддипломной. Тесно сотрудничал с нашим отделом по работе с предприятиями, и особенно хочется отметить Дарью Исакову и всех коллег, которые там работают. Дарья также является выпускницей нашего университета. Мы с ребятами со 2–3 курсов регулярно участвовали в мероприятиях с предприятиями, включая акцию «Неделя без турникетов». Мы установили множество контактов, и молодёжные комитеты предприятий всегда встречали нас с радушием, рассказывали о себе и приглашали наших студентов на практику.
– А вы продвигали в основном «своих» ребят – конструкторов, выпускников вашей кафедры?
– Охватить всех выпускников действительно невозможно, но я старался поддерживать всех, кто нуждался в помощи. Например, я тесно сотрудничал с Натальей Ивановной Голубенко, которая была заместителем декана факультета фундаментальной подготовки по учебной работе. Я знал Наталью Ивановну со второго курса, когда она преподавала у нас схемотехнику и системотехнику, и всегда старался помочь ей по всем вопросам. Я никогда не разделял студентов на «наших» и «не наших», для меня важно было поддержать всех, кто проявлял интерес.
Мы стремились помочь пройти практику всем желающим, независимо от их факультета. На предприятиях есть много различных направлений и должностей, и мы никогда не отказывали студентам в помощи с трудоустройством. Однако конструкторы были мне ближе по роду деятельности и ответственности за организацию производственной практики, поэтому я уделял им особое внимание.
Одна из ключевых задач нашей кафедры заключалась в том, чтобы все студенты получили интересную и полезную практику, а затем остались работать на предприятиях. У нас было много случаев, когда после третьего курса студенты проходили летнюю практику и с сентября уже начинали работать на полставки. Этот опыт оказался очень полезным, и мы смогли наладить системный подход к распределению студентов на практику и работу, что дало отличные результаты.
– А чем именно вы занимаетесь сейчас? Несколько лет назад вы ушли из университета и переехали в Москву.
– Да, с ноября 2021 года я живу в Москве – это стало новым этапом в моей карьере и жизни. Сейчас я занимаю должность директора по разработке и развитию продукта. Это уникальная возможность возглавить направление, которое формирует будущее цифрового образования. Моя работа – это создание инновационных образовательных продуктов, которые не просто помогают школьникам и дошкольникам успешно готовиться к экзаменам, но и развивают в них необходимые для современного мира навыки.
Благодаря работе я могу реализовывать самые амбициозные проекты, внедрять передовые решения. Мы создаём системы, которые обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику и делают образование доступным для всех. Это не просто работа – это миссия, в которой я вижу огромный смысл и потенциал. Мы стремимся сделать обучение увлекательным и полезным, предоставляем каждому ребёнку возможность выбрать свою дорогу в жизни и развивать таланты.
В прошлом я участвовал в ключевых образовательных инициативах ВКонтакте. Эти проекты направлены на повышение квалификации и профессиональное развитие. В Хекслете я работал над созданием и развитием систем управления обучением (LMS), запуском продуктов для подготовки разработчиков, которыми пользуются сотни тысяч студентов. Эти проекты дали мне бесценный опыт и уверенность в том, что образование может быть трансформирующим и вдохновляющим.
Моя работа – это не просто работа, а возможность изменить мир через создание платформ и продуктов для людей. Мы строим экосистему образования, где каждый может найти своё призвание и реализовать потенциал. Я горжусь тем, что могу быть частью команды, которая формирует будущее образования и вдохновляет людей на развитие и успех.
– Для вас переход из одной системы образования в другую стал логичным?
– Да, этот переход был вполне естественным и логичным. Семь лет я преподавал в вузе (начал работать инженером в 2011 году) и активно использовал разнообразные технологии, в том числе онлайн-образование, ещё до того, как это стало массовой необходимостью из-за пандемии. Я всегда верил в будущее цифрового обучения и стремился развиваться в этом направлении. Когда я получил предложение из Москвы, касающееся захватывающего проекта, то понял, что это идеальная возможность масштабировать свои идеи и распространить их на более широкую аудиторию.
Сегодня я работаю над крупным проектом, который охватывает около 75 000 учеников и обеспечивает 1500 рабочих мест. Это действительно масштабное начинание, способное кардинально изменить подход к обучению в нашей системе образования. Мы планируем продолжать расширяться и развивать проект, чтобы предоставлять качественное образование ещё большему числу людей. Эта работа для меня больше, чем просто карьера. Это возможность внести значимый вклад в формирование будущего образования и помочь тысячам людей раскрыть свой потенциал.
– Что непосредственно входит в ваши задачи?
– Я занимаюсь управлением команды разработки и дизайна, а также стратегическим менеджментом – это координация ключевых процессов, определение вектора развития продуктов, управление командой. Моя задача – не только управлять повседневными операциями, но и разрабатывать долгосрочные стратегии, которые помогут нам достичь целей. Я перешёл в управленческий состав, чтобы максимально использовать свой опыт и знания для реализации амбициозных проектов. Мы создаём инновационные образовательные решения, которые могут изменить подход к обучению и сделать его более доступным и эффективным.
Особое внимание уделяется созданию новых продуктов и улучшению существующих, чтобы они соответствовали современным требованиям и ожиданиям пользователей. Мы стремимся обеспечить высокое качество образования и предоставить нашим пользователям лучшие инструменты для развития. Моя работа также включает в себя тесное взаимодействие с другими руководителями и отделами, чтобы обеспечить интеграцию и согласованность всех наших проектов и инициатив.
– Почему вам важно заниматься образовательными проектами, работать с молодёжью?
– Я верю, что будущее заключается в образовании и развитии молодёжи. Когда я сам был школьником и студентом, мне часто не хватало поддержки и наставничества. Не было рядом человека, который мог бы дать важный совет, помочь сделать правильный выбор. Я хочу стать таким человеком для других, помогать молодёжи избегать ошибок, принимать осознанные решения и находить свой путь. Я хочу показать, что можно не только продуктивно работать, но и получать от этого удовольствие.
Работа в университете, которую я всегда любил, и моя нынешняя деятельность – это важные части моей жизни. Для меня очень важно донести до каждого, с кем я взаимодействую, идею о том, что любовь к своему делу – это ключ к успеху и счастью. Моя цель – масштабировать эту идею через наши проекты, вдохновлять людей и помогать им раскрывать свой потенциал. Это моя внутренняя идеология, которая мотивирует меня каждый день. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый мог найти своё призвание и наслаждаться своей работой, и горжусь тем, что могу внести свой вклад в это важное дело.
– Чем отличается работа в государственном вузе от вашей нынешней работы с образовательными проектами?
– Работая в государственном вузе, я мог достаточно быстро воплощать свои идеи в жизнь, мне предоставляли творческую свободу, что позволило реализовать множество инициатив. Университетская среда дала мне возможность экспериментировать и привносить что-то новое в образовательный процесс. Я всегда стремился внести свой вклад в развитие образования и не останавливался на достигнутом.
Однако переход в более крупную организацию с большими масштабами требует иного подхода. Здесь необходимо уделять больше времени согласованиям и планированию. Хотя в нашей команде нет чрезмерной бюрократии, на новом уровне мне приходится принимать решения с учётом множества факторов и интересов. Моя основная задача сейчас – создавать продукты, которые смогут помочь широкому кругу людей и действительно изменить их жизнь. Это требует более тщательного анализа, обсуждений с коллегами, разработчиками и аналитиками.
Разница в том, что ранее мои решения могли повлиять на аудиторию из 50–100 человек, например, в рамках одной лекции. Теперь я работаю над проектами, которые затрагивают гораздо больше людей. Ответственность возросла, и я ощущаю это. Но это та ответственность, к которой я стремился, и которая необходима для моего личного и профессионального роста. Этот новый масштаб и вызовы мотивируют меня развиваться дальше и создавать ещё более значимые образовательные решения.
– Вы продолжаете общаться со своими бывшими студентами?
– Да, наше общение продолжается, и это очень приятно! Мои первые выпускники окончили учёбу в 2016 году, и за эти восемь лет мы продолжали поддерживать контакт. Я вёл у них специализированные предметы, организовывал практику и, конечно, у нас было много общих воспоминаний.
Одно из самых запоминающихся мест для нас – это наша аудитория, которая стала настоящим домом для многих. Мы проводили там не только учебные занятия, но и множество внеучебных мероприятий. Особенно запомнился Новый год, который мы отметили в этой аудитории. Мы украсили её гирляндами, поставили небольшую ёлку и устроили настоящий праздник. Это было тёплое и уютное событие, когда каждый почувствовал себя частью большой семьи. Мы также вырастили 54 цветка и ухаживали за ними – они стали символом нашего единства и заботы.
Аудитория стала местом, где можно было не только учиться, но и отдыхать, делиться мыслями и планами на будущее. Она была нашим укрытием от внешнего мира, где всегда царила дружеская атмосфера. Многие студенты говорили, что эта аудитория стала для них вторым домом, и это действительно так. Мы создали её особенным местом, полным тепла и воспоминаний, которые останутся с нами навсегда.
Эти моменты сделали нашу связь особенно крепкой, и я рад, что смог стать частью этих незабываемых дней. Мы создали нечто большее, чем просто образовательное пространство – мы создали уголок, где каждый мог чувствовать себя как дома.
– А с однокурсниками вы поддерживаете связи?
– Да, поддерживаем связи и продолжаем общаться. Мы много путешествовали вместе во время учёбы, и эта традиция продолжается. Мы не просто поддерживаем дружеские отношения, но и активно помогаем друг другу, например, в вопросах трудоустройства выпускников. Большинство моих однокурсников остались работать по специальности в сфере радиоэлектронной промышленности, и они всегда готовы помочь новым выпускникам найти своё место в этой отрасли.
Наши связи уже переросли в нечто большее, чем просто дружба. Это настоящие семейные отношения. Например, я стал крёстным отцом двоих детей моего одногруппника, и это только усилило наши отношения. Мы все на связи, потому что нас связал университет телекоммуникаций, и эти узы очень крепкие. Я приезжал в мае и встречался с ребятами, и это была прекрасная возможность снова увидеться и обменяться новостями. Мы вряд ли когда-нибудь разорвём эти связи, потому что они стали неотъемлемой частью нашей жизни.
– Отлично. Есть ли у вас карьерные рекомендации для студентов «Бонча»?
– У нас очень интересная и на самом деле широкая сфера деятельности для любого выпускника. Сейчас, в век технологий, телекоммуникаций и IT, мы являемся актуальными специалистами, которые нужны этому времени. Нужно себя ориентировать на два основных аспекта – то, что будет приносить вам удовольствие, и то, что будет приносить вам выгоду. Если вы найдёте два этих направления внутри одного работодателя, одной организации, вы будете самым эффективным сотрудником. Вам не нужно будет искать какие-то подработки или что-то ещё. Вы приобретёте то, что сейчас нужно самому хорошему человеку, – любимую работу и финансовое благополучие, чтобы реализовать в том числе ваши идеи.
Я бы хотел, чтобы студенты не забывали, что внутри них не только инженеры, технари, айтишники, но и творческие личности. И в специальностях, в которых мы находимся, очень много творчества!.. Очень многое зависит от того, какие решения вы будете принимать. И если человек, который готовится к выпуску из вуза, ещё не научился принимать решения, самое время задуматься об этом и потихоньку готовить себя к взрослой жизни. Университет – это в первую очередь школа взрослой жизни для каждого студента.
– Звучит здорово! А какие пожелания у вас, Дмитрий, есть в адрес университета?
– Я всегда с интересом слежу за новостями нашего университета, читаю его сайт и телеграм-канал. «Бонч» занимает особое место в моём сердце, и я искренне желаю ему дальнейшего роста и развития. Я люблю этот университет по-настоящему! Моя мечта – видеть, как университет выходит на международную арену, демонстрируя выдающиеся результаты и занимая высокие позиции в мировых рейтингах. Я верю, что наш вуз может войти в топ-3 лучших университетов в профильной сфере и быть признанным за свои достижения.
Я также хочу видеть процветающие рабочие коллективы, талантливых студентов и успешных выпускников, которые гордятся своей альма-матер. Важно, чтобы университет продолжал развиваться и совершенствоваться, строил новые корпуса и улучшал инфраструктуру, жду, когда построят спортивный комплекс и запустят множество проектов. Я помню, как строился второй корпус, и мечтаю увидеть, как появляются третий и четвёртый, символизирующие постоянное движение вперёд.
Обращаясь к студентам, хочу подчеркнуть важность ответственности перед самим собой. Высшее образование – это не просто формальность; это возможность доказать себе и окружающим, что вы достойны этих знаний и опыта. Важно не только выполнять требования деканата и преподавателей, но и стремиться к самосовершенствованию. Помните, что вся работа преподавателей, методистов, инженеров и административного состава направлена на то, чтобы помочь вам. Воспользуйтесь этой возможностью по максимуму и оправдайте их усилия!
Материал подготовлен УМиР