От студента – до проректора, от фотографии – к мотоспорту! Новый герой проекта «Полчаса с выпускником» – человек, определяющий технологический вектор развития университета, проректор по цифровой трансформации СПбГУТ, выпускник 2001 года Антон Зарубин.
В интервью он называет себя «проректором по телефонным звонкам» и рассказывает, как использовать возможности и управлять временем, чтобы всегда «ехать на зеленый».
– Расскажите, чем занимается проректор по цифровой трансформации?
– Это вопрос с подвохом! Можно посмотреть на гугле, что такое CIO и СDTO и чем СDTO лучше IT-директора. Наверняка там будет написано, что IT-директор – это «сервера, софты, автоматизация», а вот СDTO – «по-настоящему серьезный специалист», который «определяет стратегию цифровой трансформации, нужды пользователей, входит в роль заказчика и исполнителя». И про soft skills тоже будет что-нибудь хорошее написано… Все это, конечно, маркетинговая шелуха! Цифровая трансформация, несмотря на все красивые слова, достигается тем же, чем мы, айтишники, занимаемся – это управление продуктами, требованиями заказчика, своими возможностями. Если говорить более узко – про технологии и конкретные проекты, решения, то мы занимаемся всем, присутствуем так или иначе во всех сферах университета. Мы в основном обеспечиваем инструментарий для работы с нуждами университета, для образовательной деятельности, для студентов и преподавателей. Где-то успеваем лучше, где-то хуже – в силу ограниченности ресурсов и бесконечного количества желаний и требований, которые возникают в процессе… Вопрос очень широкий. С одной стороны, я каждый день по 10 часов совещаюсь или сижу на телефонных звонках – уже уши болят. Я «проректор по телефонным звонкам»! С другой стороны, мы действительно определяем стратегию информатизации, трансформации. Думаем о том, чем будут заниматься наши преподаватели и студенты через 5 лет, и эти решения разрабатываем и внедряем.
– В марте в «Бонче» проходил всероссийский круглый стол «Цифровизация приемной кампании», приезжали представители вузов и колледжей. Насколько наш университет в этом отношении впереди планеты всей? Что у нас реализовано?
– При скромных ресурсах нашего университета мы все же ведем самостоятельную разработку. В каком-то смысле мы сами определяем технологию цифровизации приемной кампании при том, что другие университеты пользуются готовыми разработками. Мы подстраиваем информационные системы под требования нашего заказчика от образовательного процесса, и это нас сильно выделяет. Например, мы как университет были одними из первых, кто запустил у себя собственными силами модуль взаимодействия с суперсервисом Госуслуг «Поступление в вуз онлайн». Это наши модули, которые мы сделали и которыми пользуемся.
– Антон, у вас было еще несколько мест работы, вы уходили из университета…
– Я не уходил из университета – я пришел в университет не сразу. После учебы я пошел работать в Ленинградский отраслевой НИИ связи. Писал кандидатскую диссертацию и защищал ее здесь, в «Бонче». После ЛОНИИСа я работал в «НТЦ «Протей», потом ушел в операторскую компанию «Линия 1», в компанию «Дино Системс», в компанию BCC. Потом, в 2011 году, пришел работать в университет на основное место работы. При этом я все время совмещал работу с преподаванием, раз в неделю приезжал на кафедру читать лекции по своему направлению – по сервисам или по теории телетрафика. Связь с университетом за эти 20 лет не терялась.
– Вы могли бы дать какой совет по тайм-менеджменту? Вы заведуете кафедрой плюс проректорство, преподавание… Как все это совместить?
– Совет – не берите на себя столько обязательств! Все это не очень хорошо и не очень продуктивно. Обычно люди берут на себя чрезмерное количество обязательств ввиду недостатка опыта или от некой безвыходности, когда никто не может, кроме тебя, и ты рискуешь, делаешь… Мой совет – не брать на себя обязательств больше, чем ты можешь физически вынести. Надо следить за своим физическим и психологическим состоянием, потому что работа может съесть здоровье – и физическое, и психическое. Если вы находите какой-то баланс, то все окей. Еще из полезных советов: надо очень внимательно фильтровать поступающие на вас задачи. Если их очень много, нужно уметь браться не за все, а за важные.
– Есть ли у вас рекомендации для ребят, которые хотят развиваться в современных направлениях телекоммуникаций, IT, big data, искусcтвенного интеллекта, машинного обучения? Может быть, в науке?
– Все зависит от сил, способностей и настроения студента. Кому-то хочется учиться медленнее, кто-то в состоянии учиться быстро и много, объемно. Главное – чтобы вам было интересно и комфортно! Что можно сделать, чтобы максимально поднять эффективность своего образования? Надо обязательно «приклеиться» к какому-нибудь научному студенческому сообществу университета, которые у нас есть при научно-образовательных центрах. Там интересно и можно делать собственные научные проекты под контролем и присмотром специалистов, интересных и продвинутых. Все это работает в добровольном порядке – без обязаловки, экзаменов, зачетов и всяких разных ужасов. И это, наверное, моя главная рекомендация. Смысл университета – не в том, что ты ходишь сюда на лекции! Это важно, это обязаловка, без этого никак, потому что это строит твой когнитивный аппарат, мозги выстраивает нужным образом. Смысл университета в том, что, кроме лекций и лаб, ты можешь вписаться в самостоятельные научные проекты при разных интересных лабораториях! Преподаватели университета, руководители и сотрудники лабораторий студентам никогда не откажут. Если у студента есть интерес, они его возьмут и дадут ему возможность делать в лаборатории свои проекты и учиться. Если все будет получаться хорошо, они могут позвать его к себе на работу, предложить что-то еще. Это очень классный способ получить максимум того, что вообще можно получить от университета! Если вы просто ходите на лекции, то получаете от университета 30% того, что он может вам дать. А если соображаете, что от вуза можно взять существенно больше, то вот вам путь – идите и берите! Если при этом у вас еще хватает сил и времени, чтобы разбираться с какими-то курсами, например, на «Курсере», это супер. За 4 года вы сможете прокачать свои когнитивные и технические навыки до вполне взрослого состояния. Сможете выполнять более сложные – нормальные – производственные задачи. Очень просто.
– Здорово.
– Почему-то большинство студентов об этом как будто не знает. Здесь не как в школе, где ты пришел, и тебе все расскажут. Это не так. На «уроках» тебе дадут минимальную, необходимую базу, но остальное ты должен из университета добрать сам. Университет готов тебе это дать, но ты должен прийти и сказать: «Я хочу!». Факультативы, все эти научные центры – бери и пользуйся! Вот такая основная история.
– А если вспомнить вашу студенческую и пост-студенческую жизнь – вы с кем-то поддерживаете отношения?
– Конечно, поддерживаю отношения, хотя уже столько лет прошло. Я выпустился в 2001 году, и со многими ребятами мы дружим, встречаемся регулярно. Слой узкий, поэтому айтишники и связисты так или иначе когда-нибудь где-нибудь встречаются. Кто-то из моих друзей уехал, кто-то живет в Москве, в Калининграде, в других городах. Некоторые в Питере остались.
– Самое яркое впечатление вашей студенческой жизни?
– Моя студенческая жизнь – это, наверное, не какой-то образец. Я в основном учился, а жил достаточно далеко от университета. В одну сторону до универа мне надо было ехать 2 часа и обратно еще 2 часа. У меня было много времени в электричке, чтобы читать книжки… В второй половине 90-х мы как-то мало тусовались – мы устраивали какие-то квартирники, выезды на природу. Возможностей веселого времяпрепровождения, сопоставимых с возможностями современной молодежи, у нас не было. Это ни к лучшему, ни к худшему – это не сказалось на нашем образовании. Все было немножко по-другому. Мы проводили достаточно много времени в университете, хотя и университет был не таким, как сейчас.
– Кстати, как вы сами попали в «Бонч»?
– Смешная история! Мой дружок, который сидел со мной за одной партой, сказал: «Меня родители устроили на подготовительные курсы, где готовят к поступлению в университет кино и телевидения». Я пришел домой, рассказал родителям, а они спрашивают: «А куда его записали?». Я говорю: «В радио и телевидения, кажется». Я потом узнал, что мы в разные университеты поступаем. На самом деле у меня отец и дед связисты, родственники старшего поколения тоже учились в университете телекоммуникаций еще на факультете РС, но я мало обращал на это внимания. Поэтому в «Бонч» я поступил не по рекомендации родни, а после того, как посмотрел, какие университеты есть вокруг. Может быть, даже немножко случайно.
– Антон, расскажите, пожалуйста, о ваших хобби? О том, чего о вас еще никто не знает или знает маленький круг?
– Это фотография, хотя я подзабросил ей заниматься. Фотографировал природу. И времени не хватает, и интереса стало меньше, а когда-то увлекался очень активно. Сейчас из увлечений – это мотоциклы.
– Есть свой?
– Есть. Их у меня несколько! (смеется). Мотоциклетная тема – это моя любовь!
– Что вас в этом привлекает?
– Это очень хороший способ дальних путешествий и передвижения!
– Очень смелое хобби! А где вы катаетесь?
– Когда границы были открыты, катался на запад. В прошлому году доехал до Кандалакши и до Варзуги [Мурманская область].
– У вас есть компания друзей, спутников?
– Иногда езжу с компанией, иногда без. Компания сегодня есть, завтра – нет. Когда получается, ездим вместе, но, к сожалению, не всегда.
Материал подготовлен УМиР