В течение месяца Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь) начнет открытое публичное тестирование прототипов пяти первых суперсервисов для российских граждан. Тестирование начнётся или на портале госуслуг, или на отдельном портале.
Суперсервисы – это комплексы государственных услуг, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. Здесь услуги можно получить онлайн в сокращённые сроки. Суперсервисы также умеют проактивно взаимодействовать с гражданами: рассылать пуш-уведомления, SMS и использовать разные методы коммуникации, чтобы предупреждать ничего не подозревающих людей о льготах, которые им полагаются, о необходимости оформить какие-то документы и так далее.
Среди первых суперсервисов (помимо рождения ребёнка, переезда в другой регион, утраты близкого человека и цифрового исполнительного производства), будет тестироваться и поступление в вуз онлайн, заключающееся в поиске и сравнении образовательных программ вузов и условий обучения в них. Соискатели будут получать достоверные сведения о количестве бюджетных мест и стоимости обучения, проходном балле по предыдущим годам, наличии мест в общежитиях. Помимо этого, услуга позволит абитуриентам подать все необходимые документы для поступления в вуз через интернет, без необходимости посещения приемной комиссии, а также получать уведомления о результате.
Целевая модель и концепция суперсервиса заключается в конечном проактивном сервисе в процессах выбора и поступления в вуз: он будет предлагать, сопровождать, напоминать и помогать абитуриенту ориентироваться во время приемной кампании. Личное присутствие абитуриента будет требоваться только на творческих испытаниях или на экзаменах, которые невозможно провести дистанционно. Сервис подразумевает полное электронное взаимодействие и максимум открытой информации, которой государство может делиться как с соседними суперсервисами, так и с абитуриентами и их родителями.
Даный сервис напрямую не связан с госуслугами, и сторонами здесь выступают вуз и абитуриент. Планируется, что в ближайшем будущем не менее 50% абитуриентов будут поступать в вуз с использованием данного сервиса. Сейчас на поступление один абитуриент тратит около двух недель личного времени, при этом, если речь идет о поступление в вуз в другом регионе, то добавляются и дополнительные поездки, и время на очереди.
Ключевые выгоды и для студентов, и для вузов очевидны – меньше временных и финансовых затрат, более высокая прозрачность процедур поступления и возможность зачисления и получения приказа в государственном приложении.
«Мы понимаем, что пользователями суперсервисов станут миллионы граждан, поэтому в ближайшее время целевые модели будут представлены в открытом доступе. Рассчитываем получить обратную связь от конечных пользователей и учесть замечания при реализации продукта», – сказал замминистра Минкомсвязи Максим Паршин.
По итогам оптимизации доля отказов в предоставлении услуг должна быть снижена в десять раз, срок оказания услуг сокращён в два раза, а количество нарушений временного регламента не должно превышать 4%.
Заполнение электронного заявления будет занимать не более десяти минут, а расходы на оплату труда чиновников, оказывающих госуслуги, сократят на 30%. По крайней мере, таков план.
Первые сервисы заработают уже в 2019 году. Они будут покрывать не менее 90% всех взаимодействий граждан, бизнеса и государства.