25 февраля в Москве в Совете Федерации ФС РФ состоялся круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «Правовое регулирование функционирования беспилотных транспортных средств: вызовы и перспективы». Ректор Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций Руслан Киричёк рассказал экспертам о разработках вуза в области идентификации и прослеживаемости беспилотных воздушных судов.
Заседание провёл первый заместитель председателя Комитета, заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики Артём Шейкин, а его участниками стали специалисты отрасли БАС, представители органов власти, учёные и разработчики.
Эксперты отметили, что БАС обладают значительным потенциалом, но на пути к его реализации необходимо решить ряд задач, в том числе интегрировать БАС и пилотируемые суда в общем воздушном пространстве, разработать системы и алгоритмы автоматической идентификации конфликтных ситуаций в воздухе, обеспечить законодательное регулирование и внедрение таких алгоритмов и др.
Ректор СПбГУТ Руслан Киричёк выступил с докладом о разработанной в вузе концепции идентификации и прослеживаемости беспилотных воздушных судов на базе архитектуры цифровых объектов. Он рассказал о концепции Цифрового неба до 2050 года и отметил, что большинство идентификаторов объектов воздушного и космического пространства разрознены и имеют проприетарный характер.
Ректор СПбГУТ представил преимущества системы идентификации БАС на основе технологии идентификации DOA (Digital Object Architecture), рассказал об архитектуре системы и о её интеграции с ситуационными центрами контроля БАС, а также о разработанном в СПбГУТ трекере БПСИ-2. Прибор прошёл испытания на интенсиве «Архипелаг» и по результатам испытаний был признан одним из лучших. Весной 2025 года концепция идентификации и прослеживаемости БАС будет апробирована совместно c АО «ГЛОНАСС» в ходе испытаний в Калужской области.
«Идея базируется на использования уникальных идентификаторов, которые программно записываются в трекер. Через фиксированные интервалы времени идентификатор отправляется на сервер верификации через инфраструктуру мобильных операторов связи. Также на землю передаются данные с датчиков, расположенных на трекере, что позволяет создать уникальный образ отслеживаемого беспилотного воздушного судна, в частности, автоматически определить нетипичное поведение, проинформировать систему о необходимости дополнительной проверки», — подчеркнул Р. Киричёк.
В ходе встречи выступили также сенатор Владимир Пушкарёв, депутат Госдумы Марина Ким, генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич, руководитель по направлению информационной безопасности АО «Гренада» Николай Зубарев и другие эксперты.