В 2024 году мошенники активно взламывали аккаунты россиян на Госуслугах, звонили от имени сотрудников МВД или ФСС, а также связывались с жертвами, представляясь работниками их компании или образовательного учреждения.
Для общения злоумышленники часто использовали мессенджеры, создавая аккаунты с убедительными именами, фотографиями и даже подделывая голосовые сообщения. Нередко они заранее через сообщение предупреждали жертву о предстоящем звонке от сторонней организации, чтобы усилить доверие.
1. Звонят со странного номера. Звонки от организаций идут с официальных номеров — номер будет федеральным, редко — мобильным, и точно не будет скрытым;
2. Запрашивают коды и личные данные: коды-пароли из СМС или мессенджера, логины, пароли, данные СНИЛС, CVC/CVV (три цифры с обратной стороны банковской карты) и так далее. Сотрудники организации никогда не спросит реквизиты, коды из СМС и пароли;
3. Во время разговора мошенники сообщают, что собеседнику пришла ссылка в СМС или сообщении в мессенджере. Открыв такое сообщение или ссылку, вы можете предоставить мошенникам доступ к вашему смартфону или данным аккаунтов, а также подписаться на платные рассылки.
4. Представляются сотрудниками различных важных организаций (например, государственных), сообщают о внештатных ситуациях, произошедших с банковскими картами и операциями по им, договорами, полисом медицинского страхования, трудовыми книжками и так далее. Чаще всего такие ситуации, по словам звонящего, требуют срочного решения;
5. Вас пытаются заставить паниковать и действовать необдуманно, поспешно. Данный признак сегодня является необязательным, чтобы вычислить мошенника — сценарии звонков "совершенствуются" на основании ваших данных, которые мошенники могут получить социальных сетей или баз скомпрометированных данных;
6. Вам могут позвонить сотрудники организаций, в которую вы недавно обращались, и без давления попросить уточнить какую-либо персональную информацию. Важно обращать внимание на номер телефона, с которого вам звонят, не предоставлять информацию во время звонка, а обратиться в организацию самостоятельно;
7. Мошенники оставляют пропущенный звонок. Обратный звонок на подозрительный номер может быть платным, не перезванивайте по незнакомым номерам.
Не принимайте решений во время звонка — возьмите паузу, чтобы понять ситуацию. Сообщите собеседнику, что перезвоните позже, и сразу завершите разговор. В противном случае мошенники будут продолжать оказывать на вас давление.
Если у вас появились сомнения и ситуация кажется вам реалистичной, свяжитесь с организацией, используя номер телефона с официального сайта. Обязательно расскажите оператору о звонке, который вы получили, и если вы уже предоставили информацию предполагаемым мошенникам — также расскажите об этом оператору, он может помочь обезопасить ваши данные или банковский счет.
Никогда не перезванивайте на номер, с которого поступил звонок. Даже если он отображается как официальный, это может быть подделка. Всегда вводите номер вручную.