Участник проекта «Полчаса с выпускником» – Андрей Васильченко, заместитель генерального директора компании «НЕВА-Интернэшнл», организатора крупных конгрессно-выставочных проектов в сфере судостроения и транспорта.
Андрей окончил «Бонч» в середине 1990-х как инженер-конструктор, а потом получил еще два образования – режиссерское и управленческое. В интервью он рассказывает, как учеба помогла его карьере, почему следовать за своим интересом и «менять курс» – это нормально и правда ли, что в судостроении могут работать и программисты.
– Андрей, расскажите, пожалуйста, как вы попали в «Бонч»? Как выбирали профессию?
– К 11 классу школы у меня уже было понимание, что я хочу учиться в техническом вузе. Тогда, как и сейчас, была возможность поступать в несколько вузов одновременно. Я этой возможностью воспользовался и подал документы сразу в три места: ЛЭТИ, Политех и Бонч-Бруевича. Экзамены были назначены практически параллельно, я успешно сдал в «Бонче» все экзамены, это гарантировало мне проходной балл, и на следующие экзамены в другие вузы я даже не пошел. Это был 1991 год.
Я поступил на факультет радиоконструирования – тогда он назывался РК. В детстве я ходил в радиотехнический кружок, мы собирали разные устройства, радиоприемники. В общем, у меня уже была подготовка – не на уровне инженерного образования, но на уровне технолога, который может что-то спаять или отремонтировать. Это не слишком пригодилось мне в университете, потому что нас учили в большей степени конструировать. В дипломе у меня написано «инженер, конструктор, технолог».
А еще мне нравилось местоположение университета на Мойке, 61. Но в те годы запустили новый корпус на Дыбенко, и я практически пять лет ездил туда.
– А как в 1990-е обучали инженеров?
– Здесь вопрос с подковыркой. Мне сейчас тяжело оценить, как обучали инженеров в те годы. Ответ на этот вопрос скорее всего должны давать работодатели. Мне лично институт дал прежде всего свободу, самостоятельность! Когда я пришел в «Бонч», то понял, что есть новые предметы, в которых нужно сильно разобраться. Поэтому я учился, старался получать хорошие оценки, переходил с курса на курс и получил диплом.
– А как именно вы попали в конгрессно-выставочную сферу? Это случилось сразу после университета?
– Наверное, это было заложено еще первой моей работой. Я был видеооператором. Мне были очень интересны видеокамеры, было интересно снимать. Еще в 1991 году, когда я поступил в «Бонч», в моих руках оказалась первая камера – полупрофессиональная, хорошая. Я много снимал, и мне это нравилось. Потом я начал не только снимать, но и монтировать фильмы, видеоролики.
Когда я окончил «Бонч», то понял, что мне нужно учиться дальше, и пошел в Институт кино и телевидения – получил дополнительное образование по специальности «Режиссура». Я всегда был настроен делать коммерческие проекты, поэтому занимался больше не киношными историями или документалистикой, а коммерческими роликами, фильмами. Начал применять свои навыки, чтобы делать для кого-то платные работы, хотя и бесплатно для кого-то что-то снимал.
Мне было интересно, у меня это получалось, были хорошие отзывы. И в 2004 году я основал свою компанию по производству видеороликов. Мы долго работали в этом направлении, совершенствовались. После этого я понял, что мне не хватает других знаний – знаний в области менеджмента, управления компанией, бизнеса. И я пошел получать свое третье образование – это была Президентская программа переподготовки кадров в ИНЖЭКОНе [СПбГЭУ]. Я ее окончил и начал дальше развивать свой бизнес. Из компании, которая занималась только видеороликами, я сделал маркетинговое агентство. Мы разрабатывали сайты, предлагали разные услуги компаниям-заказчикам. Мы много работали с компаниями, которые участвовали в выставках, и я начал разбираться в конгрессно-выставочных проектах как с точки зрения маркетинга, так и с точки зрения экспонентов, посетителей. Это оказалось очень интересно!
Потом мы с партнером организовали еще одну компанию, которая занималась организацией мероприятий – проводили как свои мероприятия (b2b-ивенты), так и заказные. Начали участвовать в государственных тендерах – это помогло мне набраться опыта в работе с госчиновниками. В 2018 году мне предложили заняться международной выставкой «НЕВА» [посвящена гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа]. Я был на неком перепутье, потому что у меня был собственный бизнес, но мы пришли к здравому решению. Бизнес остался за мной – я поставил там исполнительного директора, а сам на 90% времени ушел в ООО «НЕВА-Интернэшнл» и занимаюсь действительно большими интересными проектами. Я остаюсь собственником одной компании, которая исправно работает, и руковожу другой.
– Получается, у вас было такое поступательное развитие: вы чувствовали, что нуждаетесь в новом образовании, и получали его. Это может быть интересно студентам! А какие инженерные навыки вам помогают? Может быть, инженерное мышление или специальные знания?
– На самом деле инженерное образование – это очень востребованная история в бизнесе! Любой руководитель должен обладать такими знаниями, начиная от знаний по первоначальным предметам: физике, высшей математике и заканчивая той же начертательной геометрией, которая очень сильно помогает во многих вещах. Умение правильно составить графики и понятные всем схемы – оттуда. Какой предмет в высшем образовании ни возьми, например, программирование, все это помогает тебе систематизировать информацию, делать определенные логические умозаключения.
Во мне соединились как будто две сущности: основной вуз – инженерный, «Бонч» и гуманитарный, режиссерский. Это позволяет мне такую синергию получить очень хорошую… Если говорить о предметах, которые мне на тот момент были нужны, то это, конечно, программирование. Я сильно увлекался программированием – это были такие языки, которые сейчас, наверное, даже не помнят: Fortran, BASIC. По этим предметам у меня были одни пятерки. Очень мне нравилась начертательная геометрия. И, помню, мы с ребятами помогали друг другу: я помогал другим по тем предметам, в которых очень хорошо разбирался.
Мне кажется, вся проблема образования 1990-х была в том, что люди не понимали, куда они идут. Не было никаких подготовительных курсов, которые могли бы помочь старшеклассникам сделать правильный выбор. Все просто шли как шли. Но уже в институтах появлялись люди, которые работали где-то на производствах. И талантливых, одаренных учеников они приглашали работать к себе в компании. Мы учились 5 лет, и с 4 курса некоторые студенты уже работали.
– А что вы помните о своем студенчестве?
– Самое первое впечатление, которое на меня произвел институт, связано с поездкой в колхоз. Я еще не начал учиться, только поступил, и уже летом нас отправили в колхоз. Я поехал грядки копать и с ребятами знакомиться. Это было здорово! Одно из самых приятных воспоминаний… Я там стал старостой. Почему-то выбрали меня – наверное, посмотрели и подумали, что из меня, может быть, получится хороший руководитель. Шучу!
– Если бы вы могли дать совет студентам «Бонча», что бы вы им посоветовали? Может быть, что-то не упустить?
– У нас было очень гармоничное студенчество, мы все были в хороших компаниях. А потом у каждого появились свои интересы, и жизненные дорожки разошлись. Мои интересы не совпали с интересами многих… Как один из советов молодому поколению – работать над отношениями. Если кому-то хочется поддерживать отношения, а кому-то не очень, отношения не сохраняются. Если не звонить, не собираться, не проявлять инициативу, не находить совместные хобби, то все закончится. Мне, к сожалению, времени на это не хватало: когда я окончил институт, я был полностью погружен в себя, свое развитие и свою карьеру. Дальше – семья. И сейчас все мои друзья – это друзья времен школы.
Если хочется сохранить отношения, не должно быть лености. Нужно работать над отношениями, выстраивать их – это относится и к бизнесу, и к семье. Нельзя это пускать на самотек.
– А если давать рекомендации об обучении и карьере? Ваш путь показывает, что, если у человека есть потребность, нужно получать образование дальше, входить в новую специальность, профессию…
– В свое время я считал, что высшее образование – это панацея, но, наверное, в нашей стране это не так. Нужно учиться именно тому, чему ты хочешь учиться. И если тебе что-то не нравится, если ты потерял к этому интерес, нужно это менять – не лениться, не бояться, а брать и менять. Переводиться с факультета на факультет или из института в институт. Это сейчас, мне кажется, вообще не сложно.
Выбор есть всегда. Вопрос в том, насколько ты течешь по жизни, делаешь как тебе удобно и комфортно в данных обстоятельствах. Или наоборот делаешь что-то вопреки лени и тем условиям, которые сложились сами.
– Андрей, а что бы вы пожелали университету сегодня?
– Желаю новой команде университета пробивать все барьеры и развиваться, больше работать над брендом, так как мы живем в эпоху брендов. И это поможет получить новые ресурсы! Думаю, можно брать за основу то, как работают ведущие университеты мира, смотреть, как они развиваются, и перекладывать все на кальку российской действительности. Делать что-то свое интересное.
– Спасибо! И расскажите еще, пожалуйста, немного о своей работе. Какие задачи стоят перед вами как заместителем генерального директора?
– Это операционное управление компанией, погружение в проекты, которыми мы занимаемся. Это судостроительная выставка «НЕВА», транспортно-логистический форум TRANSTEC и Морской конгресс, который мы проводим уже не в петербургском «Экспофоруме», а в Москве.
Можно проговорить тему, которая поможет сотрудничать с университетом, как мы сейчас сотрудничаем с другими вузами. В четвертый день выставки «НЕВА» мы проводим Молодежный день, в котором принимает участие достаточно много вузов. В основном, это профильные вузы, связанные с судостроением, но в этом году мы хотим пригласить и другие вузы, в том числе тех, кто обучает ИТ-специалистов. Сейчас большое количество продуктов для морской индустрии – это как раз ИТ-решения, связанные с безопасным судоходством, навигацией и другими направлениями.
Нам важно, чтобы молодежь подключалась к морю. Дефицит хороших кадров есть всегда, и чем больше молодежи и студентов мы будем вовлекать в отраслевые истории, тем лучше. Мы как выставка выступаем площадкой, которая объединяет всю отрасль, и одна из наших задач – сделать так, чтобы не было оттока кадров, в том числе и молодежи.
Молодежный день международной выставки «НЕВА» пройдет 22 сентября. Приглашаю «Бонч» присоединиться!
Материал подготовлен УМиР