Героиня проекта «Полчаса с выпускником» Ольга Тютлина окончила «Бонч» пятнадцать лет назад. В качестве PR-специалиста она сменила несколько профессиональных областей и вот уже шесть лет работает в авиации. Ольга – пресс-секретарь международного аэропорта «Бегишево» в Набережных Челнах.
В интервью она рассказала об особенностях работы на авиатранспорте и поделилась со студентами тем, что всегда помогало ей самой: искать себя, подрабатывать, погружаться в специфику своей сферы.
– Как и почему вы решили стать специалистом по связям с общественностью? Почему решили учиться именно в «Бонче»?
– Вся моя семья – профессиональные музыканты. У меня были все данные, чтобы продолжить династию, но родители решили, что хоть кто-то в семье должен иметь «серьезную» профессию. Поскольку я до мозга костей гуманитарий, стать инженером мне было не суждено. Я выбрала PR.
Мечтала учиться в Москве, а в Питере ни разу не была, его не рассматривала. Но, как говорится, «кто платит, тот и заказывает музыку». Мама, большая поклонница Петербурга, «для галочки» в середине одиннадцатого класса съездила со мной в Москву – мы обошли несколько вузов, а потом отправились в Питер. Первые мои слова на перроне Московского вокзала: «Мне даже воздух здесь не нравится!..». Но, надо отдать должное, моя мама хороший манипулятор и мой лидер мнений. Несколько ярких экскурсий «для гостей и жителей Северной столицы», ночная прогулка по Неве, ужин в Pizza Hut, поход в Дом кино – и я влюбилась в Питер.
На примете были два вуза – университет кино и телевидения и «Бонч». Начали знакомство с «Бонча». Приехали на Мойку, попали на перемену и начали знакомиться с вузом, расспрашивая студентов. Все единогласно ответили, что «Бонч» «клевый». Дальше были деканат, оформление на подготовительные курсы, экзамены – и вот я первокурсница. До второго вуза мы так и не дошли.
– У вас впечатляющий профессиональный опыт: вы работали в девелопменте, в судостроении, у крупного автодилера и так далее. Что привело вас в авиацию? Могли бы вы назвать особенности работы пиарщика в авиатранспортной отрасли, кроме того, что это, как кажется, работа 24/7?
– После девелопмента у меня случайно «закрутилось» с транспортом. И теперь если и уходить, то либо в «РЖД» (что мельче), либо в «космос» (смеется). Самолеты мне нравились всегда, но я никогда не рассматривала авиацию в качестве сферы деятельности. В аэропорт мне предложила попробоваться знакомая. Я не собиралась менять работу, но тематика мне показалась романтичной, и я пошла. Затянуло! Шесть лет как один миг!
Как и в любой сфере, сначала у меня была долгая притирка: я знакомилась со спецификой, с терминологией, нарабатывала базу контактов профильных СМИ и авиакомпаний. Во многих технических вопросах мне очень помогли освоиться коллеги – бывшие летчики. Теперь мы говорим на одном языке.
Работу пришлось выстраивать с нуля – до меня в «Бегишево» пресс-секретаря не было. В самом начале было тяжело. Функционал и объемы работы огромные: управление PR и маркетинговой политикой аэропорта, поддержка рейсов, бренд-менеджмент, SMM, событийные мероприятия (открытие рейсов, встреча юбилейных пассажиров, встречи с туроператорами), участие в выставках и отраслевых конференциях, подготовка презентационных материалов. И тогда, и сейчас самое любимое для меня – это организация споттингов для фотографов и благотворительных экскурсий для детей из социальных приютов и детских домов.
Безусловно, это работа 24/7. Ты можешь как Бог владеть основами тайм-менеджмента, четко расписывать задачи, но все равно в ночи к тебе прилетит запрос от СМИ, касающийся внезапной задержки или отмены рейса. Приходится оперативно отрабатывать – иначе журналисты, не владеющие информацией, могут раздуть простую ситуацию с задержкой рейса по метеоусловиям (туман, низкая облачность и так далее) до катастрофы вселенского масштаба.
24/7 еще и потому, что ты теперь эдакий «авиационный решала» среди родных, друзей, знакомых и знакомых знакомых, которых поздним вечером вдруг заинтересовала стоимость билета до Сочи. Или кому-то нужно помочь с раздутым рюкзаком, не влезающим в калибратор… Мой супруг в такие моменты говорит: «Добро пожаловать в филиал аэропорта Бегишево!».
К специфике еще, пожалуй, отнесу тот факт, что я перестала говорить слово «последний». Теперь только «крайний».
– Что вы вспоминаете о студенческой жизни, о «Бонче»? Было ли что-то, что подготовило вас к нынешней работе?
– Мне очень хорошо запомнился Алексей Дмитриевич Кривоносов, который преподавал в СПбГУ и в «Бонче» PR-тексты. Большой человек, настоящий профи с искрометным чувством юмора. На пятом курсе купила его книгу «PR-текст в системе публичных коммуникаций». Это must-read для любого пиарщика, пресс-секретаря, копирайтера. До сих пор моя «настолка»!
Часто в нынешних обстоятельствах вспоминаю Вадима Эдуардовича Гончарова, который вел у нас политконсалтинг. Спасибо ему за мое критическое мышление и навык распознавать элементы spin doctoring. В наши дни это особенно пригодилось! Во многом благодаря его помощи в выборе литературы для исследования я защитила диплом на пять. Помню тему своего диплома: «Влияние кризисных ситуаций на имидж политического лидера на примере мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани и событий 9/11».
С особым теплом вспоминаю общежитие в Рыбацком. Это была школа жизни! Помню, у нас объявили конкурс на лучший ремонт этажа руками студентов. Мы тогда всем этажом забабахали крутой дизайн и взяли Гран-при. Кажется, в качестве приза нам подарили микроволновки, установили домофон на этаже. В середине пятого курса меня «выгнали» из Рыбацкого за позднее возвращение с Bonch party. Думаю, если бы не это, я бы не смогла дописать диплом (смеется).
– Вы регулярно даете комментарии в СМИ относительно работы аэропорта, организации рейсов, авиационных происшествий, если они случаются. Насколько глубоко вы должны быть погружены в технические особенности полетов, работы аэропорта? Как пресс-секретари аэропортов повышают свою квалификацию? Есть ли у вас специальные стресс-тренинги?
– Порой приходится очень глубоко влезать в специфику. Одно дело – готовить релизы или наполнять новостные ленты в соцсетях, совсем другое – вести обратную связь.
Нужно быть как рыба в воде и оперативно отвечать на вопросы о нормах провоза багажа, сезонного расписания и частотности рейсов, количества кресел на разных воздушных судах, показателей метеоминимума для посадки и о многом другом. Никогда не знаешь, во что завтра предстоит вникать. Живешь себе и ничего не знаешь про орнитологию – вдруг случается столкновение с птицей, и вот ты уже спец, который, хоть ночью разбуди, расскажет про биоакустические и лазерные отпугиватели, лазерные пушки и прочее.
Функционал пресс-секретаря аэропорта не позволяет оставаться вдалеке от авиационного сообщества. Одна из основных моих обязанностей – продвижение рейсов. Приходится вплотную общаться коллегами из авиакомпаний, Росавиации и Минтранса. Кроме того, я курирую участие нашего аэропорта в профильных конкурсах и национальных премиях, где параллельно происходят встречи с коллегами и обмен опытом. Также в авиационной отрасли организуется множество профильных мероприятий, в том числе для PR-специалистов и пресс-секретарей, которые я с большим удовольствием посещаю.
– Что вы посоветуете студентам, которые выбирают PR в качестве профессии? Чему учиться, где начинать карьеру, как определяться со сферой деятельности?
– Много работать и ярко путешествовать! Ничего не бояться, пробовать себя в разных сферах и искать ту, единственную. Конечно, прежде чем найти что-то по душе, придется «попрыгать» с места на место, но оно того стоит. Я бы еще посоветовала не терять времени и как можно раньше начинать подрабатывать и практиковаться, чтобы после выпуска уже иметь представление о профессии.
Я начала подрабатывать на третьем курсе репетитором английского. Это было не по любви, а ради денег. В конце четвертого курса я вместе с подругой-одногруппницей Женей Ермаковой (ныне Гончарова) попала в Гильдию управляющих и девелоперов. Сначала была PR-специалистом, позже – пресс-секретарем. Получила колоссальный опыт. Наверное, тогда я реально поняла, что из себя представляет PR в деле, и не разочаровалась в своем выборе.
– Как вы отдыхаете? Часто ли сами летаете самолетами? Удается ли в отпуске полностью абстрагироваться от работы?
– С приходом в аэропорт поезда полностью ушли из моей жизни. Я часто летаю на авиационные мероприятия. Вместе с авиакомпаниями мы периодически организуем пресс-туры в рамках открытия новых рейсов: возим журналистов то в теплый Краснодар, то в Даламан, то на заснеженный Эльбрус. Кстати, самый яркий пресс-тур был как раз в Кавминводы – мы с журналистами совершили восхождение на Эльбрус и установили на вершине флаг нашего аэропорта!
Авиационка настолько плотно вошла в мою жизнь, что у меня появилось специфичное хобби. Есть у меня чат с любимыми фотографами, которые часто приезжают ко мне на споттинги. В чатике мы делимся друг с другом акциями и скидками на перелеты по принципу «а я нашел еще дешевле». А потом летаем в разные уголки страны на выходные за сущие копейки. Пару месяцев назад ребята слетали на Байкал за 350 рублей с человека, а впереди у нас – поездка в Екатеринбург примерно за те же деньги.
Споттинг (от англ. to spot – «увидеть», «опознать») – вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолетами. Сопровождается съемкой.
Международный аэропорт «Бегишево» – дочернее предприятие ПАО «КАМАЗ», один из наиболее интенсивно развивающихся аэропортов Республики Татарстан. В радиусе 25 километров от аэропорта «Бегишево» расположены города Набережные Челны и Нижнекамск.
В настоящее время аэропорт имеет одну взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием, три рулежных дорожки, пассажирский перрон на 27 мест стоянок воздушных судов. Допущен к приему и обслуживанию большинства среднемагистральных ВС типа Boeing 737 и его модификаций, Airbus A-319, А-320, А-321 и их модификаций, а также широкофюзеляжных самолетов Boeing-767-300 и его модификаций.
На протяжении 50 лет специалисты аэропорта обеспечивают высокий уровень обслуживания пассажиров и авиакомпаний. Сегодня «Бегишево» – динамично развивающийся аэропорт, входящий в топ-50 воздушных гаваней России.
Аэропорт «Бегишево» – шестикратный обладатель национальной премии «Воздушные Ворота России» по итогам 2015, 2016, 2017, 2018, 2020, 2022 гг.
Материал подготовлен УМиР