Вопрос/ответ EN
Вопрос/ответВопрос-ответ Вопрос/ответЧасто задаваемые вопросы Обращения граждан Телефонный справочник
+7 (800) 550-41-72 Телефон горячей линии
+7 (812) 326-31-63 Многоканальный телефон
Россия, 193232, Санкт-Петербург,
пр. Большевиков д.22, к.1
rector@sut.ru
НовостиАссоциация выпускниковЕлена Сюгис: «Я всегда хотела заниматься наукой!»

Елена Сюгис: «Я всегда хотела заниматься наукой!»

12 мая 2021
Елена Сюгис: «Я всегда хотела заниматься наукой!»

В детстве – научная фантастика, Стругацкие и мечта стать ученым. Через 20 лет – PhD in Computer Science, исследования и преподавание в Тартуском университете в Эстонии, амбициозные проекты на стыке машинного обучения, искусственного интеллекта, биоинформатики и фармакогенетики.

Новая героиня проекта «Полчаса с выпускником» – Елена Сюгис, выпускница СПбГУТ 2008 года. Она рассказывает свою историю – о поиске любимого дела, работе на трех языках, женщинах в науке и роли машинного обучения в современной медицине.

– Как вы попали в «Бонч»? Что привело вас в технический вуз?

– Я училась в физико-математической школе с упором на технические предметы, а еще мне нравились биология и английский, я ходила на олимпиады. Было логично искать свою специальность в технической сфере. У меня было три выбора. Мне нравились физика и физические специальности, особенно ядерная физика, но я подумала, что, наверное, сложно будет профессионально реализоваться, будет ограниченный спектр мест, где можно трудоустроиться. Второе направление – программирование. И третье – телекоммуникации, которые я для себя открыла. Я очень тщательно подходила к выбору программ, вузов, и телекоммуникации стали для меня интересным компромиссом между математикой, физикой и программированием. Я начала сужать пространство поиска, и выбор пал на «Бонч». Готовилась к поступлению на заочных курсах, выбрала программу бакалавриата и магистратуры. В Европе эта система работала достаточно давно, а в России она только зарождалась. Четыре года ты учишь общую базу, а потом осознанно выбираешь специализацию. Мне такая логика понравилась.

– И какой это был факультет?

– Департамент фундаментальной подготовки [сегодня – факультет фундаментальной подготовки]. Только он на тот момент предлагал магистратуру. Сейчас выбор богатый, а раньше учили, в основном, специалистов. У меня по сути был один выбор: я хотела в магистратуру, а попасть в нее можно было через бакалавриат ДФП.

– Как началась ваша карьера, как вы перешли к исследованиям? Это была работа в Петербурге или сразу в Эстонии?

– Во время учебы я работала в ЛОНИИРе, потом – в Российском институте радионавигации и времени. Когда я писала диплом в магистратуре факультета РС, РВ и МТ [сегодня – РТС], Лев Маркович Баскин сказал: «Я вижу, тебе скучно! Хочешь познакомлю тебя с хорошим человеком?». Конечно, хочу! Он познакомил меня с Валерием Ивановичем Коржиком с кафедры защиты информации, с которым мы написали научную статью – так началась моя научная работа. В магистратуре я подустала от учебы – все-таки шесть лет, но в принципе я всегда хотела заниматься наукой, научной деятельностью. Для меня это зависимость – хочется, чтобы мозг работал постоянно, чтобы было что-то новое! Я ушла в «МегаФон», но скоро поняла, что мне нужно что-то еще – мозг не остановить. Когда я окончила магистратуру, я дала себе время и через полтора года созрела – поняла, что нужно идти дальше. Ко всему прочему мистическими путями YouTube я натолкнулась на лекцию по биоинформатике профессора Яака Вило, который впоследствии стал моим научным руководителем в Тартуском университете! Для меня биоинформатика была чем-то непонятным, но с первых слов я поняла, что – Oh My God – это то, что я хочу делать! Там можно было совместить мою школьную любовь к биологии и все мои технические скиллы. Знание математики, программирования – это все нужно, оказывается, все применяется, и это так круто! Для меня это был просто вынос мозга! (смеется). Я поняла, что у меня все сложилось, мне нужно туда. Написала руководителю, начала выяснять информацию о программах, поступлении в докторантуру, стипендиях. Это было, конечно, очень муторно, но все сложилось удачно.

– И какой была тема вашей докторской диссертации на степень PhD in Computer Science?

– Сначала это была тема «Регулирующие сети стволовых клеток». Клетки можно перепрограммировать в состояние подобно стволовым. Они обладают свойством плюрипотентности и могут неограниченно делиться, их можно направлять. Ты берешь клетку кожи и получаешь из нее, например, клетку крови. Моей задачей было исследовать эти регуляторные сети. Но, как любая научная работа, исследование может вывести немного в другую тему. Моя финальная работа была в большей степени посвящена интеграции данных и анализу разных типов данных с использованием машинного обучения. Тема докторской диссертации звучит так: “Integration Methods for Heterogeneous Biological Data”. У меня было несколько исследований: мы брали много типов данных, совмещали их в моделях. Это была нетривиальная задача – нужно было учитывать нюансы, откуда данные пришли, как хорошо они были собраны. Надо было на основе хорошо разработанных экспериментов подобрать подходящие методы анализа, построить математические модели.

– А как сейчас официально звучит ваша должность?

– Сейчас у меня их две. Первая – Research Fellow in Bioinformatics (исследователь), вторая – Software Development Quality Manager (менеджер по качеству разработки программного обеспечения) в центре персонализированной медицины, институте информатики Тартуского университета.

– На каком языке вы говорите: эстонский, русский, английский?

– В основном, на эстонском. Второй по популярности – английский, третий – русский. Но в ротации всегда три языка, и это, конечно, иногда сбивает. Постоянно переключаешься с языками, возникает задержка в словах. Вспоминаешь подходящее слово, и оно всплывает на каком-то другом языке, когда ты его вообще не ждешь. Иногда слова заменяются, и сложно вспомнить что-то на конкретном языке – будто в другом языке есть более подходящее по смыслу слово. В одном языке тебе надо фразу целую сказать, а в другом – просто слово.

– А вы в большей степени занимаетесь исследованиями или преподаете?

– И исследованиями, и преподаю. Сейчас занимаюсь онлайн-образованием – делаю курсы Massive Open Online Courses (массовые открытые онлайн-курсы). Это не контактное обучение, когда ты учишь кого-то дистанционно, а полный онлайн-курс с практиками и тестами, в записи.

– Сейчас это растет быстро и заметно.

– Я уходила работать в компанию, а в прошлом году вернулась в университет. За год я выпустила два больших онлайн-курса. Делать это сложно, но я собрала команду, и мы все успели. У нас запустился во второй раз курс по искусственному интеллекту на эстонском языке. Эстонских онлайн-курсов ни по искусственному интеллекту, ни по Data Science просто не было, все было только на английском.

– Не можем не спросить – вы учили эстонский с детства или пришлось обучаться по приезде?

– Учила на практике, когда переехала в Эстонию. Часть моей семьи живет в Эстонии, но семья у меня русская, русскоговорящая. И не было практически никого, с кем можно было бы говорить на эстонском в детстве.

– Давайте поговорим о женщинах в науке. В феврале ЮНЕСКО отмечает Международный день женщин и девочек в науке. Вы ставили специальный значок об этом у себя в facebook. Какова роль женщин в науке и насколько они заметны? Почему вы ставили этот значок? Что лично для вас это значит?

– Хороший вопрос… Для меня это означает, наверное, поддержку, способ подсветить то, что в науке достаточно много женщин, которые часто не выходят на первый план. Сейчас очень много примеров женщин в науке, особенно в искусственном интеллекте, в Data Science. Эта область родилась из математики, статистики и информатики, где было много женщин-ученых. Много классных специалистов переключилось на новую область, переквалифицировалось. Для меня самый яркий интересный пример – это Дафна Коллер, профессор Стэнфордского университета. У нее есть своя компания Insitro, она одна из основательниц Coursera и вообще очень классная. В ней такое сочетание и научной деятельности, и преподавательской, и еще она предприниматель.

– Здорово.

– Я смотрела статистику. Если брать по Европе, в 2018 году в науке и инженерии было пропорциональное соотношение мужчин и женщин, 41% – женщины. Это не единицы женщин, которые занимаются наукой. Мне кажется, это нужно чаще подсвечивать – говорить о том, чем ты занимаешься. Я бы не сказала, что у нас в комьюнити есть дискриминация, но все же иногда прослеживается. Наверное, науку тоже не стоит обобщать – надо смотреть на отдельные области. В математике/информатике, мне кажется, нет дискриминации. Или, может быть, это мой замыленный взгляд: когда ты внутри системы, тебе сложно увидеть проблему, для тебя это является рутиной. Я, может быть, не вижу чего-то, но на себе я дискриминацию не замечаю.

– Хорошо. Если вернуться к университету телекоммуникаций – с кем вы поддерживаете связи? Что вспоминаете из университетской практики?

– Общаюсь с одногруппниками и ребятами с потока. Некоторые живут в разных странах, поэтому нам сложновато постоянно поддерживать общение. Помню классный студсовет, это было очень весело. А еще мне очень сильно запомнилась фраза Евгения Андреевича Зинкевича, нашего преподавателя по матанализу. После какого-то очередного экзамена он мне сказал: «Я вижу, что из вас получится хороший ученый!». Для меня это был знак качества, это очень повлияло на меня.

– Конечно, такие слова поддержки! А в Россию приезжаете?

– Приезжаю. Но сейчас границы закрыты.

– Интересно ваше увлечение бальными танцами. Вы танцуете все виды танцев?

– Я танцую европейскую программу. Когда люди узнают об этом, они начинают следить на фейсбуке и болеть за меня на соревнованиях.

– Вы продолжаете заниматься, участвовать в соревнования?

– Сейчас уже нет, потому что мой танцевальный партнер поменял работу, ему приходится часто путешествовать, и у меня большая нагрузка в университете. В 2017 году мы выиграли чемпионат Эстонии и решили взять паузу. Возможно начнем  заниматься снова, но сейчас мешает коронавирус.

– Какой совет вы могли бы дать выпускникам школ или университетов насчет профессионального развития?

– Есть такая схема: «хочу – могу – надо». Нужно определиться, что тебе действительно нравится делать, а не то, что навязали родители или кто-то еще. Понять, какие у тебя есть скиллы и что требуется на рынке сейчас. И найти максимальное пересечение этих трех областей. Не делать из этого абстракцию, а реально понять – посидеть, поковыряться, поразбираться в себе. Если видишь позицию или направление, на которое хочешь попасть, посмотри, каких скиллов не хватает. Все это можно выучить. Идея в том, что навыки – это то, что мы можем получить, что мы можем выучить, добрать! А если в компании из тебя будут выжимать все соки, а тебе это никак, не нравится, не надо там сидеть. Надо еще на собеседовании задавать вопросы, все выяснять, ставить себя на первую позицию. Место работы – это всегда компромисс. Тебе тоже должно быть там хорошо, а не только компании от того, что у тебя такой клевый набор скиллов. Это то, что у многих студентов отсутствует в самом начале. Есть желание, чтобы хоть куда-нибудь взяли…

– Хорошие советы! А над какой научной проблемой вы работаете сейчас?

– У меня три проблемы! Первое – я помогаю одному врачу делать анализ данных пациентов. Мы делаем анализ, чтобы построить хорошую модель, которая будет предсказывать прогрессию пациентов с раком простаты.

– Это математические методы в медицине?

– Да, мы используем методы машинного обучения, чтобы построить модель. Собираем данные о большом количестве пациентов, тренируем модели, тестируем их на данных новой группы пациентов, чтобы предсказать, смотрим, насколько хорошо они работают. Второй проект – персонализированная медицина. Мы разрабатываем медицинское устройство, которое будет определять фармакогенетический фенотип человека. Есть разные лекарственные препараты, и у каждого человека они метаболизируются по-разному. Например, если дать человеку, которому нужна половина условной таблетки, полную дозу, у него могут появиться побочные эффекты. А если дать человеку, которому нужна целая условная таблетка, половину, препарат на него не подействует. Медицинское устройство будет определять фармакогенетический фенотип человека, чтобы понять, какой препарат ему наиболее подходит и подобрать правильную дозу препарата. Эта область называется фармакогенетикой.

Третье направление, которое мне сейчас наиболее интересно, – анализ электронных данных пациентов. Во всем мире медицинские карточки переводят в электронный вид. Это дает очень большие возможности использовать машинное обучение в медицине. Где это может помочь? Например, в улучшении диагностики. Врач сможет поставить более точный диагноз или предсказать, когда пациент в следующий раз потенциально поступит в больницу или какие у него будут сопутствующие заболевания в будущем. У нас есть очень большой массив данных, из которых мы можем «выучить» все. Это для меня сейчас самая интересная, основная область – применение машинного обучения к анализу электронных данных пациентов.

– Очень амбициозно и здорово с точки зрения влияния на медицину и, главное, на людей!.. Ваша лекция о старении мозга собрала на Youtube 1700 просмотров. Часто ли вам приходится выступать на публике?

– Что считать частым?

– Насколько регулярно? С учетом того, что вы преподаватель и записываете собственные онлайн-курсы.

– Да, приходится выступать довольно часто, и на большую аудиторию тоже. Лекцию о старении мозга я читала под Петербургом на Летней школе по биоинформатике. В Петербурге есть замечательный Институт биоинформатики, его делают классные люди. Каждое лето они собирают студентов со всей России. Приезжает два потока: биологи-медики, студенты, которым начитывают курсы по анализу данных, алгоритмике, машинному обучению, и математики-информатики, которым дают разную биологию. Очень интересно! Мы с коллегами ездили туда читать лекции, делали практики. Кстати, это был, наверное, мой самый большой провал с точки зрения языка. Обычно вся терминология и лекции идут на английском. И когда начинаешь переводить свои лекции на русский язык, то иногда зависаешь с терминологией – как бы сказать по-русски! Я просто не знаю некоторых терминов на русском – когда ты учишь все на другом языке, сложно искать соответствия в другом. На лекции у меня был ступор – я потом смотрела ее и видела, что зависаю в некоторых моментах. Это был мой первый звоночек о том, что нужно дополнительно готовиться выступать на другом языке, даже если это твой родной язык. Но когда начинаешь импровизировать, приходится переводить информацию параллельно в голове… Я теперь не пренебрегаю этим.

– Хороший совет для научных работников. А считаете ли вы себя популяризатором науки?

– В какой-то степени да – именно благодаря этим открытым лекциям на Летних школах. Там мы много говорим о результатах, о будущих направлениях развития. Я всегда стараюсь делать такие открытые выступления как можно более понятными любой аудитории. В этом смысле – да, меня можно считать популяризатором.

Елена Сюгис: «Я всегда хотела заниматься наукой!»Елена Сюгис: «Я всегда хотела заниматься наукой!»Елена Сюгис: «Я всегда хотела заниматься наукой!»

Материал подготовлен УМиР

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
13
Поделиться:
Другие новости
Преподаватель СПбГУТ – в числе победителей конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» 25 ноября Преподаватель СПбГУТ – в числе победителей конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» СПбГУТ – участник II Международной Арктической молодёжной ассамблеи 25 ноября СПбГУТ – участник II Международной Арктической молодёжной ассамблеи 23 ноября – 100-летие регулярного радиовещания в СССР 22 ноября 23 ноября – 100-летие регулярного радиовещания в СССР Как прошла Ярмарка вакансий в СПбГУТ 22 ноября Как прошла Ярмарка вакансий в СПбГУТ Студент СПбГУТ взял бронзу на Всероссийской студенческой лиге по гонкам дронов 22 ноября Студент СПбГУТ взял бронзу на Всероссийской студенческой лиге по гонкам дронов СПбГУТ заключил соглашение с АО «ГЛОНАСС» о тестировании архитектуры цифровых объектов 22 ноября СПбГУТ заключил соглашение с АО «ГЛОНАСС» о тестировании архитектуры цифровых объектов Выдача стипендии в кассе в ноябре 22 ноября Выдача стипендии в кассе в ноябре Педагог Архангельского колледжа СПбГУТ – победитель регионального конкурса Знание.Лектор 21 ноября Педагог Архангельского колледжа СПбГУТ – победитель регионального конкурса Знание.Лектор Преподаватели СПбГУТ и колледжей телекоммуникаций отмечены на Форуме наставников олимпиады «IT-Планета» 21 ноября Преподаватели СПбГУТ и колледжей телекоммуникаций отмечены на Форуме наставников олимпиады «IT-Планета» Учёные СПбГУТ представили доклад в Доме учёных им. М. Горького 21 ноября Учёные СПбГУТ представили доклад в Доме учёных им. М. Горького Первокурсники СПбКТ посетили экскурсию на Ленфильме 21 ноября Первокурсники СПбКТ посетили экскурсию на Ленфильме Студенты Цифровой кафедры СПбГУТ прокачали ИТ компетенции на Хакатоне 20 ноября Студенты Цифровой кафедры СПбГУТ прокачали ИТ компетенции на Хакатоне СПбГУТ передал около 600 книг библиотеке в ДНР 20 ноября СПбГУТ передал около 600 книг библиотеке в ДНР Студентка СПбКТ – призёр Финала «Большой Перемены» 20 ноября Студентка СПбКТ – призёр Финала «Большой Перемены» Профессору Владимиру Макарову в Смольном вручили государственную награду 20 ноября Профессору Владимиру Макарову в Смольном вручили государственную награду СПбГУТ собрал студентов колледжей на фестивале «Первые на связи!» 19 ноября СПбГУТ собрал студентов колледжей на фестивале «Первые на связи!» Восточный вектор развития международного сотрудничества СПбГУТ 19 ноября Восточный вектор развития международного сотрудничества СПбГУТ СПбГУТ и СПбКТ – на образовательном форуме 19 ноября СПбГУТ и СПбКТ – на образовательном форуме Ректор СПбГУТ выступил на IT-конференции «Импульс T1» 19 ноября Ректор СПбГУТ выступил на IT-конференции «Импульс T1» Лучшие в спортивном туризме! Победа студентов СПбГУТ на Спартакиаде «Первокурсник-2024» 19 ноября Лучшие в спортивном туризме! Победа студентов СПбГУТ на Спартакиаде «Первокурсник-2024»