Пойти в студсовет с первого курса, получить в «Бонче» два высших образования, поработать на производстве газовых турбин, выучиться на коуча, запустить журнал, стать учителем английского языка, а потом открыть собственную частную школу – жизненная история выпускницы СПбГУТ Полины Тумазовой.
В интервью для проекта «Полчаса с выпускником» Полина рассказала о пользе студенческих проектов, ценности творчества и качествах, которые стоит развивать специалисту по коммуникациям. Если коротко – идите, узнавайте и пробуйте!
– Как вы попали в «Бонч» и выбрали специальность «Связи с общественностью»?
– Я проходила профориентацию, и она подтвердила, что мне надо двигаться в гуманитарную сторону. Помню, меня тогда очень зацепил PR – это было что-то новое, никто не знал, что это за «зверь» такой. Я ходила на подготовительные курсы и поступила сюда на обучение.
– Мы знаем, что вы родились в Петропавловске-Камчатском. А в школе учились в Петербурге?
– Да, у меня папа военный. Я жила на Камчатке до 5 лет, потом мы вернулись в Петербург. Это моя родина, я летала туда несколько лет назад, это было ценно. Ты живешь, и у тебя из окна виден вулкан! Он еще и курится! Мы прилетели, увидели дым, а люди говорят – вулкан извергается, и они с этим живут каждый день. У меня это не укладывалось в голове.
– Да, в нашей реальности это что-то нетипичное. Ваше резюме все еще висит на Хабр Карьере, там написано «PR – это мое» и что вы работали в студенческом совете «Бонча» 2 года. Расскажите, чем вам запомнилась деятельность в студсовете? Что это дало?
– В студсовете я работала не 2 года, а больше. Когда я попала на первый курс, для меня это было такое кайфовое пространство, все новое – люди и возможности. Студсовет для меня был как возможность, потенциал. Я помню, на факультете проходили конференции – старалась кому-то чем-то помогать, вписывалась в оргкомитеты проектов, хотела «прислониться» и помочь, постоять рядом. Помню, делали мероприятия: мы и визитки собирали-раздавали, и сидели на регистрации, и спонсоров искали, и макеты делали, и программы составляли, и сборники печатали. Мне это нравилось. В первом семестре папа спросил меня: «Не слишком ли много времени ты уделяешь студсовету?..»
– То есть вы приступили к работе студсовета на первом курсе?
– Да, меня это сразу захватило. Первая конференция была у нас на первом курсе. Я писала работу и участвовала в оргкомитете: работала на регистрации, раскладывала пакеты участников. Всячески пыталась внедриться. Заканчивая университет, я уже имела реальный и полноценный практический опыт. Мы не просто тусовались – мы делали достаточно серьезные мероприятия: научно-практические конференции, ярмарки вакансий, дни факультета. Это был очень интересный опыт, когда прямо берешь и делаешь то, что задумал. Студсовет тоже создавался с нашего факультета, а университетский появился позже. Что еще было для меня важно, так это то, что к Сергею Алексеевичу Лосеву [ранее – декан Гуманитарного факультета, сегодня – факультет социальных цифровых технологий] всегда можно было прийти с идеей. Есть идея? Он говорит: «О’кей, что вам для этого нужно?». И дальше мы составляли список, садились, обсуждали и делали. Для меня это невероятно ценно! Прийти с идеей и воплотить ее в жизнь! Именно так у нас появилась школа актива. Профсоюз отправил меня, Павла Любина и Ивана Фесенко в Ростов в лагерь Российского союза молодежи. Меня поразило, как там все было сделано. Я вернулась, пришла к Сергею Алексеевичу, он говорит: «Давай!». Придумали план и дальше мы с командой студсовета сделали лекцию для первокурсников, чтобы их взбудоражить, вдохновить, заразить, чтобы люди начали задаваться вопросами и захотели быть в студсовете. Нам дали поток 100 человек, и спасибо декану за это доверие! Я училась тогда на третьем курсе, уже был некий бэкграунд и доверие. Мы провели первую лекцию, и ребята захотели. Потом мы начали делать выезды на нашем факультете, а потом это перешло и на весь университет.
– А как появился университетский студсовет?
– Все начало разрастаться по университету. И потом, когда я уже окончила учебу, я случайно узнала, что живы и студсовет, и школа актива. Это очень вдохновляет. Сейчас, когда я делаю свою школу, это очень опорная история, она мне помогает. У нас была команда, мы делали выезды в Воейково, у нас была разработана программа. Это огромное вдохновение! Сейчас часто говорят о «бирюзовых», «живых» организациях – для меня то, что мы делали в студсовете, было опытом живой организации. Все мы реально хотели это сделать, мы горели! Каждый мог поддержать другого, подхватить, помочь. Все эти роли внутри перераспределялись. Сегодня ты директор лагеря, а завтра, например, отвечаешь за хоззакупки. Опыт, который мне дал студсовет, для меня существенный и очень опорный! Я вспоминаю студсовет с огромной благодарностью. Сожалею только о том, что я прогуляла свой выпускной из-за работы, на которую хотела попасть и попала в конце учебы.
– Очень вдохновляюще! Совпали и благоприятные условия на факультете, и ваше желание. Все, кто участвовал в работе студсоветов, отзываются об этом опыте очень хорошо. Люди искренне привержены этому, в том числе сейчас.
– Потому что это творчество! Для меня это творчество в чистом виде. Я могла реализовывать свои идеи. Нас очень поддерживал Сергей Алексеевич. Важно, когда у тебя есть ответственность и возможность ее взять! Где ответственность, там свобода – и наоборот. И вот это сочетание, как в студсовете, когда ты что-то придумываешь, у тебя есть и ответственность, и свобода, очень ценное. Для меня так.
– Вы работали в разных местах: компания «Билайн», РЭП-Холдинг, Невский завод, издавали журнал «ГЮНП» для владельцев домашних животных, работали учителем английского в школе. Сейчас вы открываете собственную частную школу «Морошка», которую называете альтернативой государственной школе. Почему вы решили открыть школу? Как вы к этому пришли – к созданию собственного образовательного пространства?
– Я вижу, что система дошкольного и школьного образования весьма несовершенна, имеет ряд системных трудностей. Я сейчас строю такую систему, где есть свобода творчества у педагога – человек может делать то, в чем он профессионал и что он любит, и где достаточно много свободы у детей. Свободу все любят, свобода – это и есть жизнь, когда ты творишь и делаешь. Почему школа? Идея о школе появилась у меня лет 6 назад. У меня было огромное разочарование насчет современной школы, когда мои друзья делились рассказами об учебе своих детей. У меня шевелились волосы на голове от того, что я слышала, – ужас просто! И появилось желание изменить эту ситуацию. У меня прабабушка и прадедушка были директорами школ, моя тетя тоже учитель математики и директор образовательных курсов…
Для меня создание школы – процесс непростой. Это даже трудно назвать бизнесом – это, скорее, деятельность, причем очень затратная, трудно организуемая, с внутренними особенностями. Но когда я это делаю, то чувствую, что это мое! Верю, что у меня все получится. Каждый день ищу новые способы, как решить трудности, как справиться с тем, что происходит. Есть студенческая школа актива, которая живет своей жизнью и работает уже много лет, пришли следующие люди, которые взяли ее и другие проекты – и спасибо им за это. С моей школой, я думаю, будет так же, и лет через 10–15 у меня будет другой проект. Меня очень волнует тема детских домов. Есть страны, где нет такой проблемы, а у нас они пока есть. Но это уже следующая история.
– Хочется перейти к вопросу о качествах специалиста по коммуникациям. Вы работали во многих местах – с разными людьми и в разных профессиональных областях. Так или иначе это коммуникация – необходимо вызвать доверие к своему проекту, будь то студенческий проект, журнал, собственная школа. Нужно привлечь людей и наладить с ними общение. Какие качества, по-вашему, нужны коммуникатору? И используете ли вы знания, полученные в процессе обучения коучингу? Вы учились у Ирины Млодик, известного психолога.
– На мой взгляд, главное качество коммуникатора – это умение слушать и слышать. И умение задавать правильные вопросы – не с ответом, который хочется вытащить из человека, а вопросы про самого человека, про его бытие, проблемы, трудности. Коучинг – это больше про личную работу. Я себя лучше узнала, поняла, услышала, осознала свои потребности. Чтобы хорошо слушать других, важно достаточно хорошо знать себя, уметь отодвинуть свои собственные фильтры восприятия и увидеть реального человека, аудиторию с реальными проблемами и трудностями, с которыми люди живут. Постараться услышать, а не навязать свое. Сейчас очень сильно меняется жизнь – многое меняется, и человеческие отношения выходят на первый план. Важно слышать человека и соприкасаться с его реальностью, а не пытаться ему втюхать то, что кто-то считает нужным. Втюхивание – это, скорее, про насилие. А навыки коммуникатора – это умение слушать, слышать другого человека, давать ему это место, не пытаться навязать, продать, а давать ему право выбирать. Это моя картина: с людьми важно по-людски с уважением, любовью с признанием права делать свой выбрать. Разговаривать, слушать. Коммуникатор для меня – это в первую очередь большое ухо! Во вторую – чуткое сердце и уважение выбора.
– Полина, вас можно разбирать на цитаты! Спасибо! А что бы вы посоветовали сейчас абитуриентам, поступающим в «Бонч», выбирающим профессиональное поле? Как выбрать дело по душе? Как выбрать то, что тебя будет зажигать, вдохновлять и двигать?
– Прислушиваться к себе. Бывает, это трудно сделать. Есть профориентации. Но главное – слушать себя, потому что глубоко внутри каждый человек точно знает, что ему хорошо и что нет. И выбирать, отталкиваясь от своего внутреннего процесса, ощущения.
– А если ты поступил, окончил и понял, что это не твое направление? Ты выпускник, и понял, что занимаешься чем-то не тем. Что делать, как решиться на перемены? Вы решительный человек. Как все бросить, прыгнуть в другую область?
– Мы в школе тоже с этим работаем. Похоже на страх ошибки? Нужно пробовать. Да, страшно, ужасно страшно. Может, банальность скажу – жизнь коротка и конец у всех один. Нет шансов по-другому как-то завершить эту жизнь. Мое ощущение, что жизнь – это тот опыт, который ты получил, то, что ты сделал в реальности, а не в своих фантазиях, мечтах. Просто представить – каждый день твоя жизнь идет. Сейчас есть прогнозы, что мы будем жить 120 лет, и с этой точки зрения ситуация уникальная, сильно отличается от жизни 50 лет назад. Мы живем в VUCA мире: все быстро меняется, и это нормально – в течение жизни учиться новому, переквалифицироваться. То, что у тебя есть, та база, которую ты получил, – важно увидеть эту ценность. Пусть даже в том, что это не то направление – такое осознание дорогого стоит и от него можно дальше отталкиваться. Получай второе, третье, пятое, десятое образование. Я приверженец того, что на школе и университете развитие не останавливается, оно может длиться всю жизнь в академическом и ином русле. Это, правда, непросто: ведь учеба – это переделывание себя из неумелого в умелого.
У меня сейчас пока четыре образования.
– Можете перечислить коротко?
– Первое – моя альма матер – связи с общественностью. Вторая – экономист. А также организационный психолог и учитель английского языка.
– Получается, вы окончили ГФ [СЦТ] в 2007 году, а потом еще ФЭУ [ЦЭУБИ] в 2008-м. Вы уже работали и заканчивали второе высшее.
– Да, это было ужасно тяжело… Пробуйте, мечтайте, ошибайтесь, делайте, двигайтесь. Это нормально – ошибаться, пробовать. И это нормально: попробовал, понял, что шел не туда, – снова прислушайся к себе и теперь пробуй что-то другое.
– С кем-то поддерживаете связи из одногруппников, однокурсников, университетских приятелей, друзей?
– С однокурсниками весьма эпизодически, давно не встречались. У меня со студсоветом более плотные связи. Встречались недавно с ребятами. Кстати, если говорить о связях с выпускниками, я общаюсь с Марией Курсеитовой, она стилист, помогла мне разобрать гардероб. Когда ко мне в школу приходят родители-стилисты, я чувствую себя комфортно, уверенно. И в магазин приходишь и четко знаешь, что взять.
– А вы сейчас себя кем ощущаете в большей степени? Пиарщик, педагог, предприниматель, коуч, мама? Как вы себя называете для себя?
– Для меня важно иметь несколько разных ролей, потому что даже от любимой работы устаешь, а переключение дает мне ресурс.
– Может быть, несколько ваших ролей?
– Руководитель школы, мама, жена, друг, конник – я сейчас вернулась к занятиям верховой ездой. Мне важно, когда я это все совмещаю. Коучем я себя не ощущаю, практикующим психологом – тоже нет, хотя я отучилась у Ирины Млодик на большой программе. Это скорее, больше работа про себя. Дочка, внучка – это тоже важно.
– Есть ли у вас пожелания в адрес студентов, преподавателей, выпускников «Бонча»?
– С огромной благодарностью и теплом отношусь к университету. «Бонч» будит во мне очень душевные воспоминания. Университет многое мне дал, и я многое взяла. Одна моя одногруппница сказала: «Полина, мне кажется, у тебя была самая студенческая жизнь из всех нас!». Студентам желаю проходить сквозь свой страх и пробовать, начинать с начала или с конца – это не важно. Каждый момент своей жизни проживать на 100%, использовать те возможности, которые есть. В «Бонче» возможностей много – это и студсовет, и обмены, и обучение. Просто идите, узнавайте и пробуйте – это очень обогащает жизнь! Спасибо всем кафедрам, педагогам.
– Спасибо! Успехов вашей школе в новом учебном году, пусть все пройдет благополучно!