Ринат Пупцев – новый герой проекта «Полчаса с выпускником». Он работает в «Бонче» старшим преподавателем кафедры инфокоммуникационных систем, а в свободное время организует горные и фрирайд-туры как профессиональный горный гид.
Ринат окончил бакалавриат, магистратуру и аспирантуру и работает со студентами как педагог и наставник. В интервью он рассказал, почему студенту стоит «потрогать все», как превратить страсть к лавинам в научную разработку и создать «яндекс на минималках» в лавиноведении, а еще – почему катание вне трасс помогает жить и работать более осознанно.
– Как вы попали в «Бонч»? Вы ведь приехали в Петербург из Северодвинска?
– Да, все верно. В 2011 году я поступил в питерский Политех, но в первом же семестре мне не повезло: в декабре я слег в больницу с воспалением легких. Сессию я начал с огромным количеством долгов, и мне предложили отправиться в академический отпуск по болезни. Меня это не очень устраивало, и я по переводу уехал в Северный Арктический федеральный университет [в Архангельске] – меня тянуло на Родину.
Я поступил на нефтегазопромысловое дело и буквально через месяц понял, что это была огромная ошибка. Проучившись на нефтянке и осознав перспективы своей будущей профессии, я понял, что это не мое. И большой город уже показал мне, каким он может быть, – мне теперь захотелось уехать из своего любимого края, немножко захолустного. Я вкусил столичной жизни, и мне захотелось к ней вернуться!
Я начал готовиться ко второй попытке остаться в Питере. Вопрос состоял только в том, чтобы не потерять отсрочку от армии и найти специальность по себе. Я посмотрел все ведущие вузы в Санкт-Петербурге, и мой выбор пал на «Бонч». Я уже понимал, что хочу заниматься ИТ, а «Бонч» – это целый университет, который занимается вопросами ИКТ. Я начал готовиться к поступлению, причем сразу на второй курс. Сдал вступительные экзамены, договорился о пересдаче задолженностей, и в течение семестра все получилось. Так я попал в вуз, в котором сейчас работаю.
– Получается, вы перевелись на второй курс и даже года не потеряли?
– Да. Это было сложно, но интересно – богатый и хороший опыт. В 2015 году я окончил бакалавриат, в 2017-м – магистратуру, в 2021-м – аспирантуру. Работать я начал в начале магистратуры на кафедре ИКС по своей основной специальности. Сейчас я старший преподаватель кафедры и инженер научно-образовательного центра «Инфокоммуникационных технологий и нейрокогнитивных архитектур».
– Ринат, что сейчас входит в ваши задачи в университете? Что вам нравится в работе?
– Основное – это преподавательская деятельность на кафедре. Я веду несколько предметов для студентов 3–4 курса – это лекции, практические и лабораторные работы. У меня есть отдельный предмет «Введение в профессию». Я как преподаватель и как куратор группы первокурсников помогаю им адаптироваться в университете. Даю ребятам советы, помогаю решить разные вопросы, связанные с университетом.
Кроме того, провожу образовательные интенсивы совместно с Университетом 2035, являюсь там наставником проектных команд. Помогаю студентам реализовывать идеи, развивать навыки и компетенции в проектной работе. В ходе интенсива ребята делают свой проект, учатся работать в команде, презентовать свои продукты экспертам. Это интересно, и студентам это очень нравится! После такой практики они могут не только работать на кого-то, но и создавать свои стартапы. Мы провели уже три таких интенсива, сейчас готовимся к четвертому.
Участвую в проектной работе и образовательном процессе НОЦ – у нас здесь достаточно много интересного. Участвую в работе над НИРами, НИОКРами в рамках университета. Взаимодействую с различными организациями, делаю для них экспертизы в НИИ «Технологии связи» под руководством Елагина Василия Сергеевича.
Что мне нравится в работе? Много возможностей для реализации своих идей! Здесь всегда можно найти задачи и проекты по душе – найти то, что нравится, занять роли, которые нравятся. Много творческой работы! Я имею ввиду творческий подход к решению сложных технических задач. Можно и нужно применять компетенции, не стандартные для инженера.
– А вы себя кем больше ощущаете: куратором, преподавателем? Какая роль для вас главная?
– Я больше ощущаю себя даже не преподавателем, а руководителем, наставником, коучем. Много работаю со студентами с точки зрения наставничества и руководства, курирования.
– Расскажите о вашей разработке, которую вы недавно представили на выставке конференции «АПИНО». Она ведь связана с вашими интересами?
– Да, на «АПИНО» я представлял небольшую часть своего большого проекта, над которым работает наша проектная команда. Это студенты магистратуры, которые писали у меня дипломы и окончили нашу кафедру, студенты 3 курса и мои нынешние дипломники. Есть одна девушка, которая из колледжа пришла ко мне на факультатив и попала в проектную команду. Ей тогда было 17 лет. Кстати, факультативы я стараюсь проводить в рамках своего проекта, чтобы студенты занимались конкретными задачами, которые будут полезными для развития проекта.
Проектом мы занимаемся уже 1,5 года. Это разработка комплексного автоматизированного программно-аппаратного решения для прогнозирования лавин в горах. Мы хотим получить продукт, которым будут пользоваться горные гиды, профессиональные лавинщики. Они смогут получать всю необходимую информацию. Это прогнозы погоды, данные с автоматизированных метеостанций, актуальные данные наблюдения за погодой из космоса, специальные формы для внесения собственных данных, инструменты для анализа полученных данных, аппарат искусственного интеллекта который будет разрабатывать собственный прогноз, – и все это в специальном личном кабинете. А для горных гидов будет отдельный функционал для планирования маршрутов.
На данный момент мы уже запустили телеграм-бот, который рассылает прогнозную информацию и фактические метеоданные. Он помогает оптимизировать работу горных гидов и лавинных прогнозистов, помогает туристам получать актуальную информацию в реальном времени. В общем, это такое очень большое комплексное и сложное решение. Оно сравнимо, наверное, с «яндексом на минималках», только в лавиноведении (смеется).
– А сейчас разработка на каком этапе? Ей уже можно пользоваться?
– Да. Полнофункциональная модель – прототип – у нас уже запущена. Есть веб-сайт, на котором можно все посмотреть. У нас там есть и автоматизированные прогнозы, и графики погоды, и специальные формы для горных гидов. Можно заполнять форму не на бумажке, а в электронном виде: заполнил – и загрузил PDF себе на телефон.
Мы стараемся быть полезными и для гидов, и для лавинщиков, и для обычных людей в горах. Наша система – это целый комплекс систем разного назначения. Там есть и интернет вещей для сбора данных, и система автоматического сбора данных из открытых источников, и базы данных, и архивы, и различные системы прогнозирования, в том числе на основе машинного обучения. Как я уже говорил, есть веб-приложение и телеграм-бот.
Мы очень много взаимодействуем с Ассоциацией Горных Гидов России, Лавинной Ассоциацией России. Я член этих ассоциаций и получаю от них обратную связь. Мне подкидывают очень много разнообразных идей, и я как горный гид, разработчик и пользователь понимаю, какой именно продукт нужен, и разрабатываю его. В общем, это огромный многогранный и очень сложный проект. Я пока даже не встречал, чтобы кто-то пытался создать что-то подобное. Есть системы, которые выполняют часть функций, но мы создаем такую систему, которая включает все. Мы в этой области пионеры с большими амбициями!
Кстати, команда у нас большая, и мы всегда рады новым людям! Если вам интересны горы или вы катаетесь на лыжах или сноуборде, наши двери открыты. У нас всегда найдутся интересные задачи для всех, не только для технических специалистов.
– Ринат, расскажите о своем увлечении – горных лыжах, фрирайде. Давно ли вы этим занимаетесь? Вы часто ездите в Хибины – и с турами, и с походами. И у вас классно получилось связать науку и ваше спортивное увлечение. Что вам это дает?
– Я профессиональный горный гид, организатор фрирайд-поездок и туров, инструктор по горным лыжам. Это моя страсть с детства, и я даже не помню, когда бы я не катался на горных лыжах! За это спасибо моему отцу, который поставил меня на лыжи! Я сам даже не помню, как именно это было – настолько маленьким я был. Зимой мы с отцом каждые выходные ездили на горнолыжную базу, которую он организовал со своими друзьями. Я там проводил все зимние выходные вместе с большой компанией его друзей и их детьми, моими ровесниками.
Все мое детство, всю зиму я проводил в лесу среди горнолыжников и таких же детей, как я. Каждый год мы ездили в горы и интересно проводили там время таким же составом. А дальше у меня просто не было выбора – любовь к горам не проходит, а только усиливается со временем! Чтобы ее удовлетворять, приходится ездить в горы достаточно часто, а чтобы чаще ездить в горы, нужно сделать это своей работой.
В принципе я так и сделал. Отучившись в Ассоциации горных гидов и став сертифицированным гидом, я начал организовывать поездки в горы. А фрирайд для меня – это одно из логичных направлений развития, как и для любого профессионального горнолыжника или сноубордиста. Когда ты много катаешься по трассам, тебе становится скучно, а возможность выехать за пределы трасс открывает тебе огромные перспективы, огромную зону катания. Там уже нужно и подумать, и снег там бывает разный, и погоду нужно учитывать. Ты предоставлен сам себе – и экстрима больше, естественно! Это возможность преодолеть себя, свои страхи – нужно много думать, постоянно образовываться и развиваться в этом направлении. Фрирайдинг – это намного больше, чем просто скольжение по снегу вниз. Это нечто на стыке саморазвития, лавинного прогнозирования, планирования маршрутов, походов и так далее. Все в одном флаконе, еще и зимой!
В этом году я вступил в две профессиональные ассоциации, и это дало мне много возможностей и знакомств. Теперь я могу напрямую поговорить с любым гидом и организатором хели-ски в России и странах СНГ [хели-ски – разновидность фрирайда с подъемом к началу спуска на вертолете]. Могу найти профессионального гида в любой точке планеты себе или своим клиентам, поговорить и поработать с ведущими учеными России и СНГ в области гляциологии и лавиноведения [гляциология – наука о природных льдах].
Чаще всего я езжу в Хибины [горный массив в Мурманской области за полярным кругом] – они для меня были первыми горами, в которые я попал. Они достаточно близко и удобно расположены к Санкт-Петербургу, и они уже стали для меня «домашними» горами, где я провожу больше всего времени зимой. Что мне это дает? Это возможность покататься, увидеться с друзьями, утолить «жажду гор», побыть наедине с собой. Это очень помогает мне в развитии проектов! Горы всегда притягивали к себе любителей гор, а мой проект только с ними и связан. И там можно встретить очень много нужных тебе людей, профессионалов.
– Есть ли у вас страх в горах? Вы говорите, что фрирайд дает чувство экстрима.
– Страх только усиливается! Чем больше ты образовываешься в этом направлении, тем больше страхов появляется. Чем больше ты понимаешь, как возникают лавины, тем шире твое понимание, что они могут появляться везде. Ты начинаешь искать еще больше информации, стараешься более консервативно планировать свой маршрут.
– Спасибо! Ринат, вы много раз проходили повышение квалификации, в том числе как педагог. Каким сегодня, по-вашему, должен быть преподаватель высшей школы, чтобы ему удавалось увлечь студентов? Каким надо быть?
– Во-первых, он должен быть сам замотивирован работать со студентами. Ему должно это нравиться. Если преподавателю не нравится работать со студентами, они это чувствуют и теряют интерес к учебе. Во-вторых, преподаватель должен быть профессионалом в своей области. Это всегда чувствуется, это видно по человеку. Неплохо иметь навыки оратора – это помогает удерживать внимание студентов на лекции и практике.
Очень важно давать студентам реальные практические задачи с осязаемым результатом. Это помогает мотивировать ребят – им становится интересно, когда они могут пощупать результат своей работы. Стоит организовывать со студентами рабочие команды, группы, давать этим командам конкретные интересные кейсы, когда можно предлагать творческие решения. Это очень хороший метод заинтересовать людей. И, конечно, важно не просто дать задачу, но и объяснить ее. Показать свой интерес к ней, ответить на все вопросы студентов.
– Вы сами относительно недавно окончили «Бонч» и видите студентов. Изменились ли они за последние 7 лет?
– Сами студенты не особенно изменились, поменялся только сленг. При этом ребята стали лучше разбираться в программных решениях, в современных тенденциях и программных продуктах, в технологиях. Уровень информатики в школе поднялся.
– А что бы вы посоветовали студентам, пока они учатся?
– Рекомендую попробовать себя в как можно большем количестве направлений по нашей специальности! Попробовать себя и программистом, и разработчиком, и проектировщиком, и схемотехником. Все нужно потрогать! И только таким образом вы сможете понять, что вам больше всего нравится. Берите от университета все, что только можете! Конференции, факультативы, проекты, интенсивы. И навыки придут, и вы сами поймете, что вам нужнее. Можно пойти на факультативы, поговорить с преподавателями, коллегами, старшекурсниками, что-то почитать в интернете. Можно приходить во все НОЦы – все открыты к взаимодействию.
– Стоит ли идти в магистратуру?
– Кому как. Повышать компетенции можно и без магистратуры, но магистратура дает дополнительную возможность получить новые контакты, опыт работы с научными статьями. Сама магистерская диссертация гораздо сложнее бакалаврской. Магистратура нужна не каждому, но это, конечно, очень полезно. Я бы рекомендовал многим идти в магистратуру. Это возможность либо углубить познания в отрасли по своей специальности, либо расширить их и перейти в смежную область, что тоже очень полезно.
– Ринат, а для вас «Бонч» сегодня какой? Такой же, как в 2015 году? И что бы вы пожелали университету сегодня?
– Ну теперь я иначе на него смотрю. Я тут работаю, и университет для меня становится другим – то ли он сам меняется, то ли я просто с другой стороны начинаю его узнавать. Университет стал для меня более понятным, «своим», знакомым. Стало больше понимания, кто за что отвечает. Теперь видно, сколько здесь интересных проектов и науки, сколько здесь бизнеса, который с нами взаимодействует.
Что могу пожелать университету? Может быть, оставаться на связи с будущим. Расширять проектную и интенсивную работу со студентами, развивать акселератор студенческих проектов. На этот вопрос ответить сложно, потому что работа в этих направлениях уже продвигается – я ее вижу и чувствую. В общем, хочу пожелать новых успехов, развития, новых партнеров!
Материал подготовлен УМиР