2022 год объявлен в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. В рамках новой тематики во всех регионах страны проходят культурные, научно-образовательные и просветительские мероприятия. Университет телекоммуникаций не остался в стороне от этого события.
В нашем вузе
Так, студентка группы РТ-11м Института магистратуры СПбГУТ Валерия Пуршель поделилась интересным рассказом о своей малой родине – Карелии, о народных и семейных традициях этого края, о его нематериальном наследии.
Карельская земля – этно-территориальное и хозяйственно-культурное образование, которое сформировалось вдоль Вуоксы и существует с XI века. Сегодня Республика Карелия – это субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа, является частью Северного экономического района. Столица – город Петрозаводск.
Я родилась и выросла в Республике Карелия, а именно в селе Ругозеро Муезерского района. Уроженцы моего края принимали участие в Отечественной войне 1812 года в составе Олонецких стрелков и дошли до Парижа. Совершали подвиги в сражениях Русско-Японской войны 1905 года, Первой мировой войны и Великой Отечественной войны. Внесли вклад в становление российского флота и армии при Петре I. Принимали участие в становлении советской власти в Карелии.
Карельский народ имеет большое материальное наследие, которое известно по всему миру. Например, музей-заповедник Кижи, петроглифы Онежского озера и Белого моря. Но нематериальное наследие карелов уникально и неповторимо. Язык, танцы, рецепты блюд, пословицы, приметы и песни передаются из поколения в поколение.
Для каждого народа важен язык, на котором он говорит. Для карелов родным языком является карельский язык (karjalankieli). Карельский язык не имеет письменности, но в 1931 году был составлен и внедрён латинизированный карельский алфавит. На карельском языке выходят газеты «KarielanŠana», «OmaMua» и «VienanKarjala», осуществляется местное теле- и радиовещание, ставят спектакли в Национальном театре Карелии (г. Петрозаводск). Я знаю из карельского языка немного. Например, могу поприветствовать (terveh), поблагодарить (kiitos). Знаю названия животных (окунь – ahven, лисица – reboi, медведь – karhu, заяц – jänis, олень – pedro) и названия различных географических объектов (озеро – järvi, гора – vuaru, мыс – niemi, болото –suo, река – joki, остров – saari, дорога – matka). В моём селе карельский знают в основном пожилые люди, которые росли в карельских семьях.
Карельский народ является автором эпоса «Калевала», собранного и обработанного финским лингвистом Элиасом Лённротом. В основу «Калевалы» легли руны — народные эпические песни, которые повествуют о сотворении мира, богах, героях, воспевают природу родного края. «Калевалу» проходят в школе, по мотивам «Калевалы» ставят спектакли и пьесы.
Крууга (kruuga) – это древний круговой карельский танец. В каждой деревне в старину крууги водили и пели по-разному, в них находилось место мудрым разговорам и весёлым шуткам, песням и играм, наигрышам и переплясам. Ругозерская крууга строилась в едином рисунке, где все участвующие проходят через центр. Особенно красиво ругозерская крууга выглядит, когда одна половина участников движется в затейливом рисунке, а другая стоит, затем наоборот. Каждый год 9 августа, в Международный день коренных народов, в городе Петрозаводске на площади Кирова проходит флешмоб «Карельская крууга».
Существенную роль в жизни карел играло и играет рыболовство. Раньше рыболовством занимались в основном женщины. Рыбачили только на своих местах, которые помечали привязанными тряпочками к деревьям на берегу. Строили по берегам озёр избы, в которых жили во время ловли рыбы. И рыбачили всегда на озёрах, которые находятся за чертой населённого пункта. Лодки делали сами и всегда трепетно относились к ним. Если лодка прохудилась, то её никогда не оставляли гнить в воде на берегу и не сжигали, а топили в специальном месте, на «кладбище лодок», которое, например, в Ругозере находилось в северной части одноимённого озера.
Рыбу, как и раньше, в основном ловят сетями. Ловят щук, окуней, сигов, налимов, ряпушку. Ловля ряпушки считается очень тяжёлым трудом. Говорят, что если карельская семья засолила на зиму достаточное количество ряпушки, то зиму она переживёт без особого труда. Ловят ряпушку обычно во второй половине октября, когда на воде появляется первый лёд (рыбаки называют его заберегами). Ценится ряпушковая икра, которая является украшением любого праздничного стола. Из ряпушковой икры пекут блины (mänhäkakkara). В соседнем посёлке Ондозеро отмечают праздник «День ряпушки» (Muikkunpäivä), где проводят конкурс на лучшее блюдо из ряпушки.
Кухня карел содержит большое количество блюд из рыбы. Мой отец любит готовить ряпушку в молоке (maidokalakeitto) и уху (kalarokka). Мама делает пирожки под названием колобы (pyörakkö). Многие женщины умеют печь знаменитые калитки (kalitt) из пресного теста.
Практически в каждом доме можно найти книгу Р. Ф. Никольской «Карельская кухня». По рецептам из этой книги мы делаем мочёную бруснику и клюкву, свежепосолённую щуку и ряпушку, рыбник и супы с грибами.
Благодарим Валерию за отклик и такой интересный материал!
Желающие рассказать о своем родном крае могут отправлять свои тексты на почту uvsr@spbgut.ru с темой «Нематериальное культурное наследие для Музея СПбГУТ». Статьи или интервью будут опубликованы на страницах сайта и в социальной сети ВКонтакте официальной группы СПбГУТ.
Давайте узнаем другу друга поближе и украсим нашу жизнь новыми знаниями о культурном разнообразии на территории России!
Материал предоставлен КПЦ «