Выпускник СПбГУТ Антон Гусаров занимался исследованиями в Университете ИТМО, окончил магистратуру в Королевском Технологическом Институте в Стокгольме, а сейчас живет и работает в Швеции.
Для проекта «Полчаса с выпускником» мы попросили его рассказать о студенчестве, карьере в технических науках и скандинавской рабочей этике. Несмотря на различия, и в России, и в Швеции главное – это любовь к своему делу, говорит Антон.
– Вы учились в Лицее СПбГУТ и поступили в университет телекоммуникаций после него. Как вы выбрали свою специальность?
– Лицей дал мне прекрасное погружение в начала электроники и связи. За это отдельное спасибо Владимиру Зиновьевичу Лундину – основателю Лицея. Вопрос куда поступать после Лицея, собственно, не стоял, а вот со специальностью и факультетом было интереснее. В то время, в середине нулевых, в нашу страну массово пришла мобильная связь, появились те самые бренды, которые мы сейчас знаем как «большую тройку». Тогда это было модно, молодежно, в тренде, и мне очень хотелось оказаться частью этого процесса. Выбрал специальность «Средства связи с подвижными объектами», тогда это был факультет РС, ТВ и МТ – сегодня РТС.
– Мы знаем, что вы продолжили учиться в ИТМО и были ресечером. Что это значит? Что именно вы делали?
– Да, с получением диплома специалиста осталось желание продолжить образование, расширить и углубить свои знания, оказаться ближе к науке, к разработке новых технологий. Я узнал о новой на тот момент магистерской программе в Университете ИТМО на кафедре высокопроизводительных вычислений. Главной фишкой там был индивидуальный научный проект, закрепленный за каждым студентом, и параллельная с учебой работа младшим исследователем на кафедре. Я изучал распространение информации в комплексных сетях. Если говорить о прикладных задачах, то мы моделировали, как распространяется ВИЧ в определенных социальных группах, как эффективнее всего разрывать цепочки передачи вируса или, к примеру, как распространяется информация, в том числе недостоверная, в социальных сетях. Позже я получил степень магистра в Швеции, вернулся в ИТМО и работал там как полноценный исследователь.
Быть исследователем в технических науках – это работать в условиях крайне высокой неопределенности, когда никто точно не знает, каким образом лучше всего подойти к решению той или иной проблемы. Хотя публикаций на нужную тему может быть масса, подходы, описанные в них, по разным причинам не всегда работают на практике так же хорошо, как даже в самых цитируемых статьях. В этом состоит ключевое отличие инженера-исследователя от ученого: последний работает в логике своей дисциплины и двигает вперед, условно говоря, научную мысль. Инженер же ориентирован на решение конкретной проблемы и вынужден отсеивать научно-информационный шум, критически подходить к опубликованному в научных статьях. Такой producibility vs. replicability конфликт сейчас особенно заметен в области машинного обучения. Свежих идей много, а, например, прогресс в развитии автономного транспорта, очевидно, замедлился.
– Как вы попали в Швецию, в Ericsson?
– Мне всегда было ужасно интересно своими глазами увидеть, что из себя представляют образование и наука за рубежом, в ведущих университетах. Вдобавок подстегивали истории успеха других студентов из «Бонча», ездивших кто по обмену, кто на полные магистерские или аспирантские программы в Европу. В «Бонче» я получил, скорее, прикладное образование, а строить карьеру мне хотелось в наукоемких областях, в R&D, так что нужно было где-то добрать недостающие фундаментальные знания. Мне очень не хватало сильной математической базы, знаний в некоторых специальных дисциплинах, умения работать с научной литературой. Хорошая новость в том, что для этого и существует магистерская степень! Так я начал искать программы в Европе, причем вместе со стипендией – без нее стоимость учебы и проживания оказались бы неподъемными.
В результате, пусть и не с первой попытки, мне удалось пройти весь этот путь, выиграть стипендию Шведского Института (Svenska Institutet) и поступить на магистерскую программу «Коммуникационные системы» в Королевском Технологическом Институте в Стокгольме.
После магистратуры и работы исследователем в ИТМО я продолжил свою карьеру уже как технический консультант в Швеции. Я уже успел поучаствовать в разных проектах в нескольких местных компаниях, например, в Ericsson, где разрабатывал антенные системы для базовых станций 5G.
– Кем и где работаете сейчас?
– Сейчас я работаю в компании Alten, консультирую компанию Scania на проекте по мониторингу данных. Как видно, отрасли и задачи довольно разные, но это реалии сегодняшнего дня – технологии стремительно развиваются, постоянно нужно учиться новому и искать возможности для профессионального роста, чтобы не отстать от своих конкурентов.
– На каких языках общаетесь?
– В современных технологических компаниях английский – это lingua franca [язык международного общения], так как рынок глобальный и много коллег и клиентов в самых разных странах, так что вся коммуникация происходит на английском.
– Какие рекомендации вы могли бы дать студенту, который рассматривает возможности учиться и работать за границей? Что прокачивать в первую очередь: язык, навыки самопрезентации, знания по предмету?
– Английский – в первую очередь, это основа всего – и для учебы, и для работы. Требования к уровню языка довольно ясно определены в сертификатах IELTS и TOEFL, которые все университеты требуют от своих иностранных студентов. В Петербурге есть и экзаменационные центры, и отличные курсы, где готовят к специфике экзаменов на эти сертификаты.
Для учебы в международной магистратуре очень полезно иметь хорошую базу и быть готовым пахать в течение всех двух лет. Лично для меня это был довольно стрессовый опыт, потому что нагрузка и требования к студентам там оказались гораздо выше, чем это было в «Бонче» или ИТМО. Например, экзамены в моем шведском университете были не каждый семестр, а каждую четверть, причем почти всегда письменные, где нужно было решать задачи в течение 4–5 часов. Чтобы такие экзамены успешно сдавать («успешно» в этих реалиях значит сдавать в принципе, на любой балл), нужно было начинать интенсивно работать с самого первого дня. Иначе просто не успеть, ведь по каждому предмету еще обязательно должен быть групповой проект в том или ином виде.
– Какие воспоминания у вас остались от «Бонча»?
– Самое яркое и веселое время. Жаль, что 5 лет пролетели так быстро.
– Продолжаете ли общаться с однокурсниками?
– Конечно, лучшие друзья остались именно с бончевских времен.
– Что бы вы пожелали нынешним школьникам, студентам, выпускникам относительно развития карьеры?
– Самые крутые люди в современном мире много работают над собой и постоянно учатся новому. Если где-то завязнуть или остановиться, то пиши пропало – твое место займут другие. Как модно сейчас шутить: «Что бы ты ни делал, в мире всегда есть кто-то из Азии, кто умеет это делать лучше тебя». Но это вовсе не повод огорчаться. У каждого человека свои сильные стороны и нужно научиться их в себе обнаруживать и эффективно использовать – это станет твоим персональным конкурентным преимуществом. С карьерой в технологиях точно так же: невозможно далеко продвинуться в чем-то, что тебе не особо нравится. По большому счету любовь к своему делу – это необходимое условие. Еще очень важны упорство, умение продолжать, несмотря на трудности и провалы.
– Есть ли какие-нибудь особенности работы в Швеции? Режим дня, профессиональная этика, субординация? Пришлось ли вам «ломать» себя, свои привычки, чтобы адаптироваться в новой стране?
– Нет, ломать себя, чтобы работать в Швеции, не приходится! Скорее, пришлось перестроиться. Здесь не принято очень много работать и уж тем более регулярно перерабатывать. Чтобы все успевать, нужно работать концентрированно, стараться избегать ненужных митингов (а встречи, чтобы обсудить тот или иной вопрос, тут любят), выбирать самые важные задачи и стараться делать вещи «по-умному», автоматизируя скучные процессы.
Здесь, в отличие даже от других стран Европы, комфорт работника находится в фокусе, отсюда культ work-life balance и гибкость по отношению к рабочему времени. По мнению шведов, работа никогда не должна стоять выше семьи. В порядке вещей, скажем, уйти посреди совещания, потому что нужно забрать детей из детского сада, или отправиться на несколько месяцев в отпуск, чтобы посидеть с ребенком, – по закону в Швеции оба родители обязаны использовать декретный отпуск. Задерживаться на работе не принято. Поначалу я был самым последним человеком, уходившим из офиса, и не скажу, что я до сих пор полностью избавился от этой привычки.
Еще интересное отличие: мы в России control-фрики. Мы привыкли, что есть тысяча причин, почему что-то может пойти не так, и часто это оправданно. Здесь же в целом очень много времени уделяется планированию и организации. Поэтому тут дела обычно идут более гладко и расслабленно, люди друг другу доверяют, не нужно героически биться за себя и за того парня, чтобы закончить проект в срок.
В Швеции ярко выражена культура самостоятельности, коллективной ответственности и консенсуса в принятии решений. Это выражается в определенной свободе команд, сотрудников, в негативном отношении к микро-менеджменту. Поощряется и даже часто подразумевается инициатива и самоорганизация. Как следствие, характерная особенность шведских компаний – горизонтальная организация.
Менеджер в Швеции – это, в общем, равный член команды, который со стороны бизнес-функции компании отвечает за организационные вопросы. Он вовлекает сотрудников в процесс планирования и принятия решений. В результате оказывается, что начальника на работе как такового нет: в разных проектах есть разные лидеры, а где-то «там» присутствует менеджмент более высокого уровня, которого в обычной жизни не видно. Очень мало какой-бы то ни было иерархии. Невозможно представить себе, чтобы секретари носили кому-то кофе, – это стало бы ЧП и пощечиной общественной морали. Здесь руководители буквально сами моют свою посуду.
– Антон, ваши пожелания университету и выпускникам?
– Университету желаю развития и движения вперед! Студентам хочу пожелать ставить самые смелые мечты, мечтать о великом, никогда не бояться трудностей и уметь концентрироваться на главном. При желании, мотивации и системном подходе можно добиться почти всего. Stay hungry – stay foolish!
Информация подготовлена УМиР