Термин «искусственный интеллект» (Artificial Intelligence, AI) все чаще звучит не только из уст профессионалов, но и в повседневной жизни. Методы AI используют IT-специалисты, банкиры, экологи, производственники, энергетики, медики, ретейлеры, чтобы решать актуальные задачи: сбор данных, оценка рисков, обслуживание клиентов, переподготовка сотрудников, борьба с мошенниками, принятие решений и т. д.
Как все начиналось
Первая конференция об искусственном интеллекте состоялась в США в 1956 году. Тогда же, в конце 1950-х, ученые сформулировали ключевые идеи в сфере нейронных сетей и искусственного интеллекта. Однако бурное развитие искусственный интеллект получил в последние 20 лет на фоне роста вычислительных мощностей, достижений микроэлектроники, систематизации больших объемов данных, на которых можно обучать алгоритмы AI, развития математических методов и накопления опыта.
В 1997 году суперкомпьютер IBM Deep Blue обыграл чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. В 2011 году IBM Watson победил в телевикторине «Jeopardy!». В 2016 году Google DeepMind обыграл чемпиона мира по игре в го, а в 2017-м OpenAl обыграл киберспортсмена – чемпиона мира по компьютерной игре Dota 2.
В России определение «искусственный интеллект» закреплено указом Президента от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». В августе 2020 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, разработанную Минэкономразвития России.
AI в телекоммуникациях и профессиональном образовании
Телекоммуникации – одна из сфер, где используются самые передовые методы и технологии, в том числе искусственный интеллект. Сегодня AI в телекоммуникациях – привычная практика. Компании используют искусственный интеллект в чат-ботах, клиентских услугах, управлении сетями, оптимизации и автоматизации работы.
В СПбГУТ студентов обучают технологиям искусственного интеллекта, изучают его возможности. В 2019 году на базе кафедры сетей связи и передачи данных открылась лаборатория «Искусственного интеллекта в сетях связи». Были представлены разработки в области применения AI для решения практических задач в телекоммуникациях. В 2021 году СПбГУТ провел вебинар «Искусственный интеллект, его роль и перспективы развития в современном мире» в рамках международного проекта «Прорывные технологии в приграничном аспекте».
Среди задач, которые сегодня ставят в СПбГУТ, – заинтересовать молодежь изучением искусственного интеллекта, помочь начинающим специалистам развить важные навыки, популяризировать профессии в области высоких технологий. Для решения эти задач осенью 2021 года СПбГУТ проводит I Открытый чемпионат Санкт-Петербурга по искусственному интеллекту «SPb AI Champ’21». На сайте проекта открыта онлайн-регистрация участников – приглашаются студенты и школьники России с базовыми навыками программирования.
Участвовать в чемпионате по AI могут как независимые конкурсанты, так и команды образовательных организаций. Ожидается, что отборочный этап объединит более 10 000 человек. Регистрация проходит по 31 августа 2021 года, а уже 1 сентября начнется отборочный (заочный) этап чемпионата. Финал состоится в ноябре.
Участникам «SPb AI Champ’21» предстоит самостоятельно написать игровую стратегию и увидеть, как она работает. Задания будут связаны с разработкой алгоритмов игровых стратегий в виртуальной среде, разработкой классифицирующих и генеративных алгоритмов на базе технологий искусственного интеллекта.
Состязание пройдет на платформе для проведения ИТ-чемпионатов All cups, созданной Mail.ru Group. Осенью для финалистов будут организованы лекции и вебинары от ведущих экспертов в области искусственного интеллекта.
Чемпионат проводит Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.
Стратегический партнер – Mail.ru Group и All cups, технологические партнеры – ГК «Росохрана», группа компаний ЦРТ, партнеры – ПАО «Газпромнефть», Ассоциация «Искусственный интеллект в промышленности».
Материал подготовлен УМиР