Новый герой проекта «Полчаса с выпускником» – программист и преподаватель Александр Новоженин, в прошлом – председатель Студсовета СПбГУТ. В СМП Банке он разрабатывает интернет-сервисы, в «Бонче» – преподает «Программирование» и «Базы данных», а еще поддерживает свой авторский телеграм-бот Bonch Bot, который помогает тысячам студентов сориентироваться в расписании.
Пионер информатизации Студенческого совета и неравнодушный человек, Александр вспоминает о своих главных проектах и дает полезные советы тем, кто учится в «Бонче». Например, искать решения проблем и устраиваться на хорошую производственную практику!
– Как вы попали в «Бонч»? Почему решили окончить не только бакалавриат, но и магистратуру?
– В «Бонч» я попал в 2013 году – меня привлекла специальность «Программная инженерия» на факультете ИКСС. Я поставил ее первым приоритетом, попал в верхнюю половину списка и сразу прошел. Поступил и отучился, о чем ни разу не пожалел. Почему решил пойти в магистратуру? Потому что в момент перехода из бакалавриата в магистратуру я уже работал здесь преподавателем – было удобно совмещать работу и учебу.
– Расскажите, как вам удается совмещать работу в «Бонче» и в компании?
– Все просто! В университете я бываю только по субботам и в этот день решаю все вопросы со студентами. А на основной работе – с понедельника по пятницу.
– Вы много времени посвятили студенческому самоуправлению: сначала возглавляли Студсовет факультета ИКСС, а потом большой университетский Студсовет. Как и почему вы решились на это?
– Внеучебной деятельностью я занимался с момента поступления. Это были и Кубки ректора, и конкурс «Мисс и Мистер СПбГУТ», и «Bonch.News», и Школы актива, и все ступеньки студенческого самоуправления. Был руководителем звена на факультете, председателем Студсовета ИКСС, а потом решился стать председателем Студенческого совета всего университета.
У меня всегда была тяга к тому, чтобы сделать что-то в университете лучше. Просто так, без глобальной цели ходить на такие должности нельзя – это скучно и не мотивирует ни тебя, ни твою команду. А у меня была тяга, были «хотелки», связанные с внутренними процессами работы Студенческого совета – это и реструктуризация, и информационная обеспеченность, и базы данных. Общее впечатление о деятельности Студсовета складывается благодаря активистам, и моей задачей было обеспечить работу всех отделов.
В феврале 2016 года, когда я учился на третьем курсе и мне пора было задумываться о дипломе, мне взбрело в голову сходить на кастинг конкурса «Мисс и Мистер СПбГУТ». Я пришел, что-то спел, это понравилось организаторам, и меня взяли. Я тогда даже не думал, что продолжу работать в Студсовете, но уже в апреле, когда проходили самые жаркие репетиции, я начал готовить предвыборную программу на пост председателя.
– Что было для вас самым интересным? Сложным? Что значимого вы успели сделать как глава университетского Студсовета?
– Председателем я стал весной 2016 года. У нас появилось несколько новых комитетов, все комитеты сменили названия, у каждого из них были четко определены цели и задачи. Количество активистов в 2016–2017 году выросло на 70%.
Как только я вступил в должность, мне принесли бумагу о повышении стоимости проживания в общежитиях – давайте подписывайте!.. За счет того, что я уже побывал на нескольких конференциях по студенческому самоуправлению, я был в курсе, что вопрос изменения цен в общежитиях обязательно согласовывается с органом студенческого самоуправления в вузе. То есть Студенческий совет должен подтвердить, что согласен, например, с повышением цен (а если не согласен, то и повышать нельзя). Мы были не согласны с повышением цен (в некоторых общежитиях в 2,5 раза), начали говорить с администрацией даже о понижении – в результате договорились. Для меня это была серьезная проверка на прочность!
Когда я работал в студенческом самоуправлении, мы разработали и внедрили «Книжку активиста» – документ, в котором отображались все достижения студентов во внеучебной деятельности. «Книжки активиста» мы регулярно видели на заседаниях стипендиальных комиссий, комиссий по переводам с контракта на бюджет. Было очень удобно – все достижения студента были собраны в одном месте. Это помогало администрации, сокращало время принятия решений.
В должности председателя Студсовета я разработал автоматизированную систему «Студенческие выборы». Я побывал на многих городских выборах, и мне было интересно, как сделать процессы максимально прозрачными. Сначала в университете на выборах все было как у государства: мы распечатывали книги избирателей, приносили их на участки. Потом у нас появилась табличка в Excel, а позже – полноценная автоматизированная электронная система [первая в России среди университетских систем голосования]. Студенты приходили, сканировали свой пропуск у оператора и голосовали на планшете – это занимало несколько секунд.
Сейчас у ребят другая система. Из-за ковида они сделали полностью удаленную систему, причем сделали очень хорошо.
– Вы были председателем ровно год и защищали диплом по теме организации студенческих выборов. Верно?
– Да. Весной 2017 года мы провели выборы, я передал все дела новому председателю Кириллу Устинову – и бегом диплом доделывать. Темой моей дипломной работы и стала система по выборам – она уже прошла тестирование и внедрение. Я кайфую от своего диплома! Когда ты делаешь продукт, его тестируешь и внедряешь, у тебя есть пользователи и обратная связь, ты сам все разворачивал – это очень круто! Такой диплом, за который тебе не стыдно и который было интересно делать, даже защищается совершенно по-иному. Во время защиты я душой болел за него. Посмотрите, тут 1500 человек прошло – это же круто! То же самое было в магистратуре, когда я защищал диплом по боту.
– Расскажите, что это за проект – Bonch Bot? Может быть, кто-то о нем еще не знает.
– Бот был создан в 2017 году: в магистратуре на первом курсе мне было скучно в общежитии. Я всегда был ответственным старостой и делал одногруппникам расписание в Гугл-календаре. А в магистратуре я понял, что этих людей [новых однокурсников по магистратуре] я даже не знаю. Зачем тратить время? Надо написать какую-то штучку, которая за меня все сделает. Я написал парсер – для моей группы расписание стало скачиваться. Потом смотрю – могу сделать это и на поток, и на весь университет.
Я добавил расписание всего университета себе и стал думать, как это интересно отобразить. В то время начал набирать популярность мессенджер Телеграм – там была изумительная платформа для ботов, и документация отличная, и было очень легко войти. Большинство примеров ботов было написано на языке Python, и я решил писать на нем – хорошая возможность попробовать что-то новое! Через пару дней появилась первая версия бота, и она «выстрелила» еще громче, чем платформа по выборам, – получился реальный инструмент! Бот сам напоминает тебе о занятиях, посылает тебе уведомления – у тебя скоро Философия, беги в такую-то аудиторию. Это суперудобно, и проект до сих пор развивается – последнее обновление было 30 апреля.
Через бот можно записывать домашнее задание, делиться им с одногруппниками, старосты могут рассылать уведомления. В общем, все, что можно делать с расписанием, реализовано! Вот этим я горжусь и буду поддерживать проект настолько долго, насколько смогу. Если я вижу, что с ботом что-то не так, по возможности все бросаю и иду его чинить. Но это бывает крайне редко, потому что программист хорошо его написал! (смеется)
– На сегодня количество пользователей бота достигло почти 14 000…
– Да, это за все время. За последние сутки в нем зарегистрировалось 1800 человек. Сейчас еженедельно в бот заходит 4000 человек. Это уникальные пользователи. Я называю количество пользователей, которые сами нажали какую-то кнопку в боте. А многие его единожды настраивают и просто получают уведомления – большинству пользователей этого достаточно.
– Если студент переходит с курса на курс, данные для него автоматически обновляются?
– Да. Группа ведь не меняется – студент связан с номером группы, а расписание строится по нему. У моего бота были аналоги, какие-то коммерческие проекты, и я поначалу очень переживал. Но коммерческие проекты ожидают, что вузы в сентябре и в феврале представляют расписание, которое больше не меняется. А у нас не так – расписание иногда меняется раз в час! Поэтому в полночь запускается парсер, он и получает самое свежее расписание. У меня к этому душа лежит – смотрю на бот и думаю: эх, сколько сил вложено! Я не хочу, чтобы это пропадало.
– Вы сказали, что Bonch Bot стал темой вашего диплома в магистратуре.
– Да. Когда я защищал диплом, то показывал статистику и все метрики, которые были доступны к тому времени. Тогда я уже преодолел порог в 7000 пользователей. Точно знаю, что в первые сутки бот добавили 1800 пользователей, причем я анонсировал его только на своей стене ВКонтакте. Информация разошлась на репосты. Дальше количество стало расти по квадратичной функции. Каждый семестр, особенно в сентябре, идет резкий прирост первокурсников – думаю, всем удобно смотреть!
– А студенты, пользователи бота, узнают вас в лицо, благодарят? Или вас знают те, кто работает в Студсовете?
– В Студсовете сменилось несколько поколений. Наверное, знают по имени, по старым документам или по каким-то проектам. А из моих студентов, бывает, находится человек, которому этот бот интересен и который зашел в настройки, посмотрел информацию о проекте – там указано мое авторство. И меня могут спросить: преподаватель и автор – это один человек?
Очень интересно у нас было с одной группой в этом семестре. Студенты не знали, что бот – это не просто расписание и что там куча настроек, дополнительных функций. И на одном из занятий я им показал все возможности бота. Его можно в любом чате использовать, записывать домашнее задание, искать окна, узнавать расписание другой группы. Функций куча – пользуйтесь!
– Александр, что бы вы пожелали университету, его студентам и выпускникам сегодня? Может быть, у вас есть совет о карьере?
– О карьере есть интересная история. На первом или втором курсе магистратуры я участвовал в «бончевском» хакатоне: мы с командой программировали в ночь и победили, предоставили лучшее решение для компании Awara IT, которая была одним из спонсоров. Нам предлагались разные кейсы от спонсоров, и мы взяли кейс этой компании – это была огромная база данных, которую надо было визуализировать и в которой надо было найти аномалии. Мы с этим справились, победили, и компания взяла всю нашу команду на работу.
Если переходить к пожеланиям для выпускников, задумывайтесь о своем будущем! Попробуйте найти вдохновение во время учебы в университете! Найдите какую-то проблему, которая сейчас не решена, и попробуйте ее решить или предложить, спроектировать решение. У меня было две проблемы – выборы и отображение расписания. Я обе проблемы решил, решения получились неплохие – люди до сих пор пользуются ботом! Вы получите очень много опыта, который пригодится в дальнейшем.
Большая проблема сейчас – как стартовать. Может быть, рынок перенасыщен джунами, младшими программистами. Старайтесь! Лучший трамплин для вас перед настоящей работой – это, наверное, производственная практика. Не все знают, что можно проходить ее не там, где скажут, а там, где хочешь – хоть в Яндексе, хоть в Гугле. Бесплатная рабочая сила, с которой надо чуть-чуть понянчиться, много где нужна. Стоит связаться с эйчарами интересующей вас компании, предложить им «халявные ручки» – покодить на месяц летом. Вас, скорее всего, возьмут – в одном из десяти мест точно. И месяц на практике – это какая-никакая строчка в резюме. А потом можно на джуниора пойти.
Многие мои друзья и знакомые из университета остались работать в компаниях, в которых проходили практику. А я благодаря хакатону проработал в компании Awara IT 4 года – прекрасная компания, которая дала мне хороший старт в карьере! Я смотрю на нынешних студентов и понимаю: они хотят работать… Ищите возможности, чтобы не столько заработать деньги, сколько получить опыт, который пригодится. И это касается не только программирования. И не забывайте о внеучебной деятельности. До третьего курса спокойно участвуйте во всех мероприятиях, если вас тянет к внеучебной деятельности, студенческому самоуправлению. Это суперкруто, суперинтересно – решать вопросы внутреннего сообщества!
– Получается, вам сейчас в работе помогает весь ваш опыт, полученный во время учебы в бакалавриате и магистратуре?
– На основной работе я занимаюсь разработкой интернет-банка. Тем, что видят клиенты, когда заходят к себе в личный кабинет, если вкратце. Подробнее говорить, думаю, не имею права. А опыт мне, конечно, помогает – именно мое направление «Программная инженерия». Я всегда говорю студентам: каждый день технологии появляются и пропадают, ваши фреймворки появляются несколько раз в день. Вам надо научиться не столько программировать на чем-то конкретном, сколько в целом научиться мыслить правильно – вы потом сами выберете, на чем кодить. Java, Python, C, C++... А вот научить мыслить и дать вам возможность выбора – это задача университета!
Когда я проходил обучение на «Программной инженерии», мне очень понравилась веб-разработка. В бакалавриате это стало основой моего диплома. Я вкатился в это: узнал, что это такое, где хранить данные, что такое базы данных. Мне это стало жутко интересно, и я начал этим заниматься.
Когда вам предлагают учить что-то, что, как вы думаете, вам не пригодится, вы не знаете, что вы будете делать через пять лет. У меня друзья рассказывают, что через пять лет после окончания университета они ищут лекции по какому-то предмету, чтобы понять, что делать. Потому что здесь это объясняли проще, чем на курсах в интернете. Впитывайте все – то, что нужно, останется!
– Александр, сейчас в России вводятся меры поддержки IT-индустрии – это и льготная ипотека, и отсрочка от армии для сотрудников, и преференции компаниям. Как вы думаете, эти меры будут эффективны? Вам они интересны?
– Думаю, меры заработают, будут востребованы. Буду ли я ими пользоваться, не знаю. Вопрос в том, как люди относятся к этому, насколько они готовы этим пользоваться. Меры действенны, но как это может мотивировать студентов? Будет ли кто-то поступать куда-то ради льготной ипотеки?
– Наверное, все не могут быть айтишниками. Сейчас многие говорят о том, что рынок перегрет.
– Насколько я знаю, у большинства эйчаров есть отторжение по отношению к онлайн-школам. Если человек пишет в резюме, что окончил онлайн-школу, это вызывает настороженность. Лучше строчка «стажер в Яндексе, 1 месяц», чем 500 дипломов из онлайн-школы.
– Спасибо большое!
Материал подготовлен УМиР