23 июля Правительство России во главе с вице-премьером Дмитрием Чернышенко утвердило «дорожную карту» «Новые коммуникационные интернет-технологии». До конца 2022 года в российских вузах планируется ввести курсы киберспорта, которые дополнят действующие образовательные программы. Кроме того, предполагается запустить курсы по анализу данных, разработке компьютерных игр и использованию технологий при создании кинофильмов и иного контента. Объем финансирования программы до 2024 года составит 17,6 млрд руб., в том числе 8,6 млрд руб. выделят из федерального бюджета.
Идею ввода киберспортивных дисциплин предложила компания «Ростелеком» – один из разработчиков «дорожной карты», партнер СПбГУТ. Изданию «Коммерсантъ» в компании пояснили: «компьютерные игры способны развивать креативность, умение быстро принимать решения, управлять стрессом и даже развивать когнитивные способности».
В 2016 году киберспорт был признан Министерством спорта РФ отдельной дисциплиной. Киберспортсмены могут получать заработную плату как участники команд, выигрывать денежные призы на турнирах, заключать рекламные контракты. Российский рынок видеоигр и киберспорта занимает 11-е место в мире и 5-е в Европе по объему, по оценке PWC.
В Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича киберспорт развивается с 2014 года. Студенты СПбГУТ не раз побеждали в киберспортивных соревнованиях разного уровня.
В университете действует собственный киберспортивный клуб CyberBonch. Клуб располагает двумя игровыми аудиториями с мощным компьютерным оборудованием. С 2018 года в СПбГУТ работает собственная стрим-студия, где студенты могут попробовать себя в роли стримеров, комментаторов, операторов и режиссеров.
В 2020 году СПбГУТ построил студенческую киберспортивную арену на 30 игровых мест. В октябре – декабре прошлого года СПбГУТ при поддержке Федерального агентства связи впервые провел региональный и всероссийский этапы в рамках Открытого Всероссийского киберспортивного турнира «Кубок Россвязи» среди студенческих команд вузов. Турнир объединил 8 киберспортивных команд российских вузов. В декабре на киберспортивной площадке СПбГУТ прошел гранд-финал турнира «Кубок Россвязи». События гранд-финала сопровождались онлайн-трансляцией на официальном канале клуба CyberBonch, а команда комментаторов, видеооператоров и фотографов вела интервью с участниками, судьями и организаторами турнира.
В 2021 году клуб CyberBonch вошел в состав учредителей городского киберспортивного студенческого совета при Санкт-Петербургской федерации компьютерного спорта. В феврале CyberBonch выступил профессиональным турнирным оператором соревнований по компьютерному спорту Spring Cup 2021 по заказу Центра патриотических, добровольческих, учебных и досуговых программ «Молодежный» Ленинградской области. Клуб взял на себя полный комплекс работ по организации и сопровождению турнира в соответствии с техническим заданием заказчика. Освещением мероприятия занималась студия трансляций CyberBonch. Оргкомитет из числа студентов СПбГУТ координировал работу судей и стримерской бригады и обеспечил заказчику публикацию медиа-материалов.
В апреле клуб «CyberBonch» провел Межфакультетскую киберспортивную лигу – ежегодный турнир для студентов СПбГУТ. Соревнования прошли по трем дисциплинам: Dota 2, CS:GO, Hearthstone. В мае CyberBonch организовал в университете телекоммуникаций товарищеский киберспортивный турнир «Friendly Cup» с участием колледжей Санкт-Петербурга. Матчи турнира освещались в интернете комментаторами из стрим-студии клуба CyberBonch и транслировались в прямом эфире на сервисе Twitch.
«В СПбГУТ есть все для организации подобных мероприятий: оборудование, люди и компетенции, собрана методическая база, посвященная особенностям организации турниров, и создания киберспортивного бизнеса, технического сопровождения мероприятий», – говорит специалист по культурно-массовой работе СПбГУТ, руководитель клуба CyberBonch Артур Годлевский.
«Ведущие университеты мира поддерживают киберспортивные дисциплины. В России этот процесс пока на старте. Мы уверены, что образовательные курсы для будущих киберспортсменов и разработчиков игр помогут готовить востребованных рынком специалистов. У нас в «Бонче» для этого есть все условия», – отметила проректор СПбГУТ по воспитательной работе и связям с общественностью Ирина Алексеенко.
Она добавила, что осенью 2021 года СПбГУТ проведет I Открытый Чемпионат по искусственному интеллекту «SPb AI Champ'21». Проект состоится впервые и объединит более 10 000 студентов российских технических вузов. Состязание пройдет с использованием платформы для проведения ИТ-чемпионатов All cups, созданной Mail.ru Group. Задания будут связаны с разработкой алгоритмов игровых стратегий в виртуальной среде, разработкой классифицирующих и генеративных алгоритмов на базе технологий искусственного интеллекта. Предусмотрены командный и индивидуальный зачеты, номинации по возрасту, специальные номинации и призы от партнеров проекта.
Кроме того, в СПбГУТ разработана и 1 сентября стартует дополнительная профессиональная образовательная 36-часовая программа «Менеджмент в киберспорте». Она нацелена на тех, кто интересуется индустрией киберспорта и намерен повысить квалификацию, освоить новые компетенции цифровой индустрии.
Студентов научат взаимодействовать с esports-аудиторией, создавать киберспортивный бизнес, применять современные esports-технологии при реализации проектов, проводить соревнования. Обучение платное, по окончании выдается удостоверение о повышении квалификации.
Материал подготовлен УМиР